Примерное время чтения: 3 минуты
115

Иванов Александр Андреевич (1806-1858)

Существуют писатели, как говорят, одного романа. Имеется в виду, что все остальные произведения, созданные ими, не идут ни в какое сравнение с тем единственным, которое их прославило. А есть, оказывается, и художники одной картины. В буквальном смысле. Из чуть более полувека, прожитых Ивановым на свете, двадцать он посвятил созданию одного-единственного монументального полотна.

А. А. Иванов был сыном живописца и первые уроки получил от отца. В 1817-1828 годах он обучался в Санкт-Петербургской Академии художеств, а в 1831 году, по ходатайству Общества поощрения художников, был послан в Рим, где продолжал совершенствовать мастерство.

В течение нескольких лет Иванов написал картины "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-1834) и "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" (1834-1836). Последняя работа была послана в Петербург в качестве отчета и получила одобрение, художнику даже присвоили звание академика.

Теперь Иванов мог спокойно вернуться в Петербург и заняться преподаванием, но он не спешил. У него возник замысел новой картины на библейский сюжет: он задумал изобразить появление Иисуса перед народом в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан.

Сначала художник начал работать на полотне размером 172G см, но, уже почти закончив картину в 1837 году, взял другой холст, в семь раз больше. Иванов полностью посвятил себя новому замыслу, сделав исключение только для нескольких акварельных композиций (1839-1842) и двух вариантов портрета Н. В. Гоголя (1841). Работа над картиной затянулась, а содержать художника за счет государства никто не собирался, ведь срок его пенсионерства уже закончился. Несмотря ни на что, Иванов оставался в Италии. Средства на жизнь приходилось добывать с большим трудом, и зачастую художник довольствовался куском хлеба и глотком воды из фонтана, однако продолжал работать. Стремясь добиться жизненной правды, Иванов много сил отдавал созданию этюдов, в которых уточнял лица и позы персонажей, окружающий пейзаж, вплоть до самого мелкого камешка на берегу реки.

Эти подготовительные этюды - подлинные произведения искусства. Из них, например, родилась прекрасная серия итальянских пейзажей - "Ветка", "Аппиева дорога при закате солнца" и "Дерево в тени над водой близ Катель-Гандольфо".

В 1858 году Иванов, наконец, отправился в Петербург, он вез на показ свою картину. "Явление Христа народу" (1837-1857) не произвела особого впечатления на зрителей ни в Зимнем дворце, ни в Академии художеств, где была выставлена. А ведь художник предполагал получить за нее значительную сумму и воплотить в жизнь новый грандиозный замысел, над которым он начал работать еще в Италии. Найденные после смерти Иванова около 200 акварельных набросков поражают мастерством и легкостью, а еще более - удивительной для XIX века, как мы сейчас сказали бы, "масштабностью проекта". Художник задумал гигантскую серию росписей специально построенного здания, вроде храма, в котором перед зрителями предстало бы новое, современное толкование Библии.

Этим планам не суждено было сбыться. Спустя несколько недель после возвращения на родину Александр Иванов умер от холеры.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно