ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ кризис уже сейчас заставил пошатнуться немецкую систему социальной поддержки. Через каких-то 50 лет эксперты предрекают Германии будущее страны пенсионеров, которым будет некому платить пенсию. Лишь в 31% немецких семей живут дети и подростки до 15 лет, в крупных городах этот показатель намного ниже. 40% женщин с университетским образованием предпочитают карьеру воспитанию потомства и остаются бездетными. Но и те, кто в принципе не против продолжения рода, откладывают пополнение в семье как можно дальше, дожидаясь "идеального момента".
ТЕМ не менее отношение немцев - и в особенности немок - к деторождению принципиально изменилось. Хотя на цифрах статистики это пока отразилось не столь ярко, рожать стало... модно. Германию охватил настоящий беби-бум. Немецкие города стремятся к присуждению им титула самых "kinderfreundlich" - дружелюбных по отношению к детям. Одновременно по нескольким телеканалам транслируются документальные сериалы, рассказывающие о буднях беременных, перманентно крупным планом демонстрирующие сцены родов и ухода за малышами. Журнал "Elle" выпускает специальное приложение "Kids", в котором рекламируются распашонки по цене взрослых пальто и плюшевые мишки от знаменитых дизайнеров. Кутюрье используют в своих рекламных кампаниях упитанных младенцев в качестве эксклюзивных аксессуаров - в буквальном смысле "последний писк" сезона. Обложки глянцевых дамских журналов пестрят заголовками типа "Ребенок: в 20, 30 или 40 лет?", а желтая пресса подробно информирует любопытствующих о прибавке в весе и изменившихся вкусовых пристрастиях знаменитостей на сносях. В последние три года известные манекенщицы, актрисы и представительницы европейских монархий, словно сговорившись, регулярно предъявляют камерам и фотообъективам округлившиеся животики и прехорошеньких Junior - и то и другое, естественно, в упаковке от Диора и Co. Немецкие дивы не отстают в этом от заморских: мамами недавно стали топ-модель Хайди Клум, певица Сара Коннор, супруга Ральфа Шумахера Кора, телезвезда Верона Фельдбуш, а на грядущее Рождество второго ребенка ожидает всеобщая любимица Клаудиа Шиффер.
Супермамы
ПОД ТАКИМ натиском даже самым убежденным карьеристкам трудно не пересмотреть жизненные планы, задумавшись о пресловутых биологических часах, которые замедляют свой ход именно с наступлением "идеального момента". Виртуозно жонглировавшие курсами акций, цифрами отчетов и сотрудниками вверенных им отделов, вчерашние бизнесвумен относятся к предстоящему материнству как к самому сложному собеседованию или ответственному проекту.
Во время беременности банальными витаминами, прогулками на свежем воздухе и отдыхом никто не ограничивается. На месяцы вперед забиты места на всевозможные курсы для будущих мам: йоги, аутотренинга, сбалансированного питания, иглоукалывания. Святая святых - курс подготовки к родам, на который своих подруг обязательно сопровождают будущие отцы, которые платят за субботние дыхательные упражнения на коврике из своего кармана - медицинская страховка оплачивает их только женщинам.
Истерия розовых бантиков
О ПРИДАННОМ для малышей не отличающиеся суеверием немцы начинают заботиться очень рано. Детские комнаты полностью обставляют задолго до того, как в них кто-то поселится. Коляски и автомобильные сиденья оплачиваются месяца за 2 до родов и ждут своего часа на складах магазинов. При наличии чеков и квитанций в "крайнем случае" все можно вернуть и получить обратно деньги. В детских "second hand" и на благотворительных базарах покупки делают в основном малоимущие. Большинство будущих родителей предпочитают для своих маленьких принцев и принцесс не просто новые вещи, а только те, которые отмечены знаком качества обществ "Warentest" и "Okotest" - приобрести что-то иное считается просто безответственным. Самая продаваемая коляска выпускается немецкой фирмой "Hesba": этот "роллс-ройс" среди детского транспорта стоит от 500 до 700 евро. Если суперродители и решаются купить что-то, бывшее в употреблении, то исключительно дорогие товары престижных производителей.
Еще каких-то 5-6 лет назад детское снаряжение "made in Germany" отличалось практичностью, немаркой пестротой и приверженностью стилю унисекс. Излюбленными мотивами были охристые мишки в красных рубашках и фиолетовые микки-маусы на изумрудном фоне. И девочек, и мальчиков одевали в джинсу и немнущуюся трикотажную клетку. Сейчас мамы настроены на романтичное ретро: в моде снова традиционные кружева, атласные ленты, батист, вышивка, перламутровые пуговки и нежные пастельные тона. Немецкая пресса насмешливо называет эту тенденцию "истерией розовых бантиков", а недорогие местные фирмы успешно копируют элегантные французские и итальянские образцы вплоть до мельчайших деталей.
Роддом-тур
ПОЗАБОТИВШИСЬ о приданом, супермамы приступают к осуществлению следующего важного пункта программы "идеальная беременность": начинаются туры по роддомам. Пропагандируемые "зелеными" домашние роды давно не в почете - больше 90% жительниц крупных городов согласны только на суперсовременные клиники, оснащенные по последнему слову медицинской техники. Бесплатные журналы, которые беременным торжественно вручают у гинеколога (обычно целый чемоданчик информматериала), публикуют подробные рейтинги клиник. Среди медицинских учреждений существует жесткая конкуренция: чтобы заполучить как можно больше пациенток, каждое из них предлагает особенные услуги и условия. Одни больницы добиваются статуса "100% кормления грудью", другие рекламируют себя как нетрадиционные - с применением иглоукалывания и возможностью родов в воде... Начиная с 6-го месяца беременные в сопровождении мужей осматривают как минимум 4-5 возможных дислокаций, знакомятся с персоналом, инспектируют палаты и родильные залы. Негативное отношение к применению обезболивающих средств кануло в Лету. Теперь никто не считает, что без боли нет материнства.
Без отрыва от производства
ГОТОВЯСЬ к предстоящему событию, очень многие бизнеследи почти до самого конца продолжают работать, отказываясь - полностью или частично - от 6 недель оплачиваемого декретного отпуска до родов. Для того, чтобы закрепить позиции в фирме и гарантировать себе возможность хотя бы на половину или треть ставки продолжать работу в первые три года. Во время трехгодичного отпуска по уходу за ребенком за молодыми мамами рабочее место теоретически сохраняется. Практически же быть уверенными в том, что через пару лет они вернутся за свой рабочий стол, могут только государственные служащие. Учитывая экономическую нестабильность и рекордное количество банкротств, в чрезвычайной ситуации владелец частной компании может уволить и сотрудницу, находящуюся в "Elternzeit" - отпуске по уходу за ребенком.
В полном объеме заниматься прежней деятельностью могут себе позволить лишь единицы: всего для 5% малышей до трех лет есть места в яслях. Альтернатива - отдать ребенка так называемой "дневной маме", ухаживающей у себя дома за 2-3 карапузами, - заметно бьет по карману: 400 евро в месяц. Нанятая через специальные службы гувернантка стоит около 8 евро в час и выше, приходящий бебиситтер - от 6 евро. Впрочем, и садик - удовольствие недешевое: плата за пользование детскими учреждениями прямо пропорциональна доходу родителей.
В финансовом плане после рождения ребенка в самом невыгодном положении оказываются именно бывшие бизнесвумен, в течение многих лет исправно платившие высокие налоги со своих приличных зарплат. Семейный бюджет сокращается почти на 50%, а зарплата их "половин" - как правило, тоже с академическим образованием - превышает планку максимального дохода, при котором в первые два года положена материальная поддержка. После рождения первенца даже самые "продвинутые" семьи, пропагандирующие равноправие в выполнении семейных обязанностей, возвращаются к традиционному распределению ролей. Всего 3% молодых отцов соглашаются уйти с работы в родительский отпуск независимо от уровня зарплаты жены - "суперпапы" пока не в моде.