Примерное время чтения: 6 минут
230

Шубный зверь

ГРЯДЕТ зима. Наступят холода, и московские красавицы вновь наденут меховые шубы. Девушки из "Гринписа" будут расхаживать голыми в знак протеста против убийства пушных зверьков. А зверохозяйства, занимающиеся их разведением (зверьков, а не девушек), начнут подсчитывать доходы. В Московской области таких хозяйств пять. В одном из них - совхозе "Салтыковский" Балашихинского района - побывали наши корреспонденты.

Сезонная продукция

НА ЭМБЛЕМЕ "Салтыковского" изображена рысь. Между тем рысиного поголовья в хозяйстве - мизер. В год здесь выращивают около 30 котят рыси, которых, как правило, продают еще в младенческом возрасте, пока им не исполнилось двух месяцев. Покупатели - сотрудники заповедников, цирков и зоопарков, а также частные лица, в том числе "новые русские", известные своей тягой ко всякого рода хищникам. "Рысь мы выращиваем чисто символически, по инерции, - поясняет главный инженер совхоза Борис Трухтанов. - В середине 80-х на нее резко пошел спрос на Западе. Цена на шкуру доходила до 3 тыс. долл. Но мода оказалась скоротечной. Пока мы нарастили поголовье, спрос уже упал. Сейчас за шкуру рыси больше 300 долл. не дают. А она кормов съедает на б?ольшую сумму..."

Четыре основных вида пушного зверья в хозяйстве - норка, соболь, песец и лисица. Самая рентабельная, пользующаяся постоянным спросом, - норка. Не зря ее поголовье здесь самое большое - 15 тыс. самок. Кстати, именно количеством самок в племенном животноводстве исчисляется размер основного стада. Каждую весну самки дают потомство. Молодняк рассаживают в клетки (по одной-две особи), кормят и всячески о нем заботятся... для того, чтобы в ноябре-декабре пустить его в массовый бой. В прошлом году было забито 70 тыс. норок - в четыре с половиной раза больше, чем составляет основное стадо! "Вы только не подумайте, что мы здесь какое-то кровавое месиво устраиваем, зверькам головы рубим. - Трухтанов ведет нас вдоль рядов клеток, которым, казалось бы, конца-краю нет. - Животным колют дителин, нервно-паралитический яд. Через 30-40 секунд наступает смерть, и их свозят в цех, где идет разделка и обезжиривание шкурок. Да, бывает, что женщины-звероводы плачут: они этих зверушек своими руками выхаживали, пестовали их. Но что поделаешь? Пушнина - сезонная продукция, поэтому жизнь зверей поставлена на поток..." На шкурку пускают и самцов, "сделавших свое дело": когда гон закончен и самки оплодотворены, зачем держать тысячи голодных ртов?

Круговорот пушнины

БОЛЬШИНСТВО затрат на производство пушнины - где-то 70% - составляет стоимость кормов. Зверей кормят специально приготовленной пищевой массой, похожей на бурую пасту. Это смесь рыбы, мясных субпродуктов (кишки и прочие отходы животноводства) и зерна. В день такой массы заготавливают 45 тонн. Правда, сами ингредиенты приходится покупать за тридевять земель. Путассу, скажем, - из Калининграда. И хотя половина транспортных расходов падает на пересечение Литвы, это выходит дешевле, чем брать рыбу в Мурманске или Архангельске. А мясные субпродукты поставляют... с Украины. Оказывается, ни в Москве, ни в прилегающих областях нет ни одного мясокомбината, где набиралось бы по 20 тонн отходов в месяц. Поголовье крупного рогатого скота за последние годы сократилось более чем в два раза. Все мясокомбинаты, как правило, перешли на импортное сырье. А ездить собирать отходы по маленьким бойням невыгодно - бензин больше сожрет. "Видно, на Украине частный сектор более энергично трудится, - считает главный зоотехник "Салтыковского" Александр Коваленко. - Но Украина - еще куда ни шло. Мы вон закупали куриные отходы в Польше, в Дании. Представьте себе, это было выгоднее, чем брать их здесь, у нас..."

Второй по рентабельности зверек после норки - соболь. Кстати, его разводят только в России. Цена одной шкурки не опускается ниже 100 долл. (соответственно, на шубу надо затратить не менее 10 тыс. "зеленых"). Из-за высокой цены спрос на соболя среди нашего населения невелик, и почти весь мех реализуется через международный аукцион в Санкт-Петербурге. Аукциону уже лет 50. Дважды в год в северную столицу съезжаются оптовики со всего мира. Сюда же зверохозяйства привозят свою пушнину - еще не выделанную, полуфабрикат. Оптовики скупают нашу меховую продукцию, развозят ее по заграницам и шьют из нее шубы, которые затем... продают нашим же согражданам. Крупнейшим центром по пошиву меховых изделий стала Греция (не самая, надо признать, холодная страна). Там этот бизнес достиг таких масштабов, что на месте мелких поселков уже выросли целые города, население которых специализируется на выделке и обработке меха. Почему такой чести удостоилась именно родина Гомера, сказать трудно, но в "Салтыковском" полагают, что та продукция, которую греки предлагают заезжим туристам из России, по своему качеству оставляет желать лучшего. "Ну не может нормальная шуба стоить 700-800 долл.! - сокрушается Коваленко. - Это значит, что либо мех низкого качества, бракованный, либо сшита она из мелких кусочков и через год расползется по швам. Наши же хватают эту туфту с большим удовольствием".

Так, может быть, имеет смысл наладить при хозяйстве свое массовое производство, а не шить только в ателье по индивидуальным заказам, как делается сейчас? На это зоотехник разводит руками: "У племенного совхоза свои функции - вырастить поголовье, заготовить пушнину-полуфабрикат и отдать ее оптовикам. Мы никогда не занимались массовым изготовлением и реализацией меховой продукции".

Если грамотно распоряжаться ресурсами - в данном случае звериными, - можно найти им неожиданное и очень полезное побочное применение. Знаете ли вы, что мясо и жир песца обладают целебными свойствами? Жиром можно мазаться при простуде, а мясо, употребленное внутрь, способно вылечить от туберкулеза! При том уровне заболеваемости туберкулезом, который царит в наших тюрьмах, органы юстиции, казалось бы, сами должны обрывать телефоны в зверохозяйствах. Не обрывают, однако. Дирекция "Салтыковского" попробовала было сама навести контакты, но понимания не встретила. Так и махнули рукой...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно