ПЕРЕНЕСЕННАЯ в Москву постановка Фредерика Аштона - комический балет "Тщетная предосторожность" - на сцене Большого театра вышла весьма вкусной. "Тщетная предосторожность" с ее эротично-скабрезным пейзанским сюжетом (тиранка-мать против влюбленной пары) в рамке из популярных в народе мотивчиков, аранжированных Луи Герольдом, только кажется такой уж простой. На самом деле спектакль Аштона - далеко не то же самое, что старинный оригинал, созданный Жаном Добервалем накануне взятия Бастилии. Тот легендарный балет моментально стал "бродячим сюжетом" мировой хореографии, в который каждое следующее поколение балетмейстеров и композиторов считало долгом добавить что-то от себя. Более того, балету с музыкой Петера Гертеля было суждено затмить первоисточник. Именно его-то и возродил Аштон - не в примитивном смысле реанимировал, а сделал, что называется, вариации на тему.
У Аштона танцуют все, даже курочки с петушком в курятнике. Одна из главных пикантностей - мужчина в юбке. По традиции буффонная роль свирепой мамаши Симоны дается на откуп ведущему характерному солисту. В Большом львиную долю успеха спектаклю обеспечил уморительный Александр Петухов, который до упаду смешил публику самыми неимоверными выкрутасами. Другой клоун спектакля - богатый недоросль Ален - слабоумный дурачок с красным зонтиком, за которого фермерша хочет выдать дочку. Вся роль построена на гримасах и ужимках, выражающихся в весьма сложных комбинациях и прыжках, но тонкому актеру Яну Годовскому удалось-таки задеть и струны сочувствия к своему непутевому герою. Влюбленных Лизу и Колена должны были танцевать Светлана Лунькина и Сергей Филин, но в результате травматической ситуации в звездных эмпиреях все три премьеры вынесли на своих хрупких плечах 23-летние "новички" Нина Капцова и Андрей Болотин. Они пока не звезды, но, может, это как раз и сыграло на руку - балет Аштона слишком хрупок и нежен для звезд с их рефлексом самовлюбленности и самолюбования.
Публика с удовольствием смотрела на красочные декорации Осберта Ланкастера, выполненные в духе детской книжной иллюстрации начала XX века, узнавала в музыкальном калейдоскопе оперные шлягеры Россини и Доницетти, которые оркестр под управлением Александра Копылова наяривал весьма лихо. Изящный, прелестный, легкий спектакль. Можно часок-другой отдохнуть от метро, очередей и прочей нашей маеты. Пустячок вроде бы, а как приятно.