ЕСЛИ у вас есть от трехсот до трех тысяч долларов на пристойное новогоднее платье, вы вправе требовать, чтобы вас уговаривали его купить. Так я считаю. Но захотелось знать наверняка.
Эксперимент N 1
В ОТНОСИТЕЛЬНО демократичном магазине "Москва" я нашла платья от российской компании Catherina - жутко праздничные, с широкими верхними атласными юбками и жесткими парчовыми нижними, маленькими бюстье, палантинами в тон. 17 тыс. руб. с лишним. Я схватила один экземпляр и потащила в примерочную. "Сколько единиц товара с собой берете?" - строго спросила продавщица. "Не знаю", - ответила я. Женщина яростно вырвала у меня из рук наряд и принялась пересчитывать. Облачившись в платье, я снова призвала продавщицу: "Помогите застегнуть молнию, пожалуйста". Та помогла. "По-моему, велико, - сказала я. - Принесите поменьше". "По-моему, в самый раз", - попыталась лениться та.
Второе платье сидело хорошо. "Маловато. Расстегните молнию, пожалуйста. И принесите на мой рост. И не такое кричащее". Гневно дыша, женщина отправилась к вешалкам. "Что это? - возмутилась я. - Мне же нужно платье для новогоднего праздника, а вы притащили какую-то мантию для судебного заседателя". Скрежеща зубами, продавщица удалилась. Новый наряд, казалось, должен был удовлетворить мой взыскательный вкус. "Серое вышло из моды год назад!" - припечатала я. "Это серебристый!" - возмутилась страдалица. "Я вообще не понимаю, как на работу в магазин берут дальтоников", - заявила капризная покупательница, то есть я. "Вот сама и выбирай!" - сорвалась продавщица.
Я минуту поразмышляла, не выдвинуться ли мне за нарядом в чулках и белье, но передумала: "Жалобную книгу и директора!" Глухо стеная, женщина ретировалась, но вместо желаемого притащила мне новый туалет. "Вот здесь строчка кривая, - сообщила я, указывая на подол, - неужели вы рассчитываете продать такой товар без скидки?"
Ушла я без покупки, провожаемая разъяренными взглядами продавщиц всего женского отдела.
Эксперимент N 2
А КАКОВА обстановка в сильно дорогих магазинах? Я выбрала бутик "Кэнсоли".
"Девушка, мне нужно платье к Новому году, - я четко обрисовала перед продавцом задачу. - Роскошное и лаконичное. Размер 42, рост 170". Девица испарилась, крайне озадаченная. Снова она возникла минут через пятнадцать, неся в руках нечто багряное. "Так вы представляете себе встречу года Водяной Лошади?!" - вскричала я. Та извинилась и исчезла еще минут на десять. Но розовый туалет с пышной юбкой в пол я тоже забраковала: "Хотите сделать из меня торт со взбитыми сливками?" Девушка, собрав остатки энтузиазма, вновь ушла в подсобку. Она и не подозревала, что это только начало.
"Зеленый мне не идет! Кто же надевает желтое на вечер? Вы действительно полагаете, что эти кружавчики - верх лаконизма?" Блестяще-летящее изумрудное платье с палантином в тон я соизволила примерить. "Длинное", - коротко резюмировала я. "Но у вас же будут туфли на каблуках!" - напомнила та. "Кстати, о туфлях. Принесите мне подходящие, а то и в самом деле - не поймешь..."
Оказалось, на мой размер есть только сапоги на шпильках. Брюзжа о том, что здесь из приличной девушки пытаются сделать даму легкого поведения, я натянула ботфорты: "Все равно длинное". "Оно должно немного... волочиться!" - спорила девушка. "А я - падать на каждом шагу? За такие заявочки, знаете ли! Жалобную книгу!" - "При бутике есть ателье, - не сдавалась утомленная продавщица, проигнорировав мой вопль о книге, - вы сможете заехать хоть завтра - и все будет готово".
"Ладно, - "согласилась" я. - Беру. Но если после переделки шов будет неровным!.." Вне себя от счастья, девица поволокла меня к кассе. "63 700 руб.", - сообщила кассирша. Я протянула пластиковую карточку. Кассирша начала названивать в банк. "В приличном магазине - и ручная авторизация!" - разгневалась было я. Но тут кассирша с крайне ехидным лицом вернула мне кредитку: "На счету нет достаточных средств!" Ха! Будто я и без нее не знала! "Это ошибка. А может, перст судьбы. Значит, не надо было мне покупать этот сомнительный туалет!" - удалилась я с гордым видом.
Ну что, подруги вы мои! Не могут еще нам достойно впарить новогоднее платье. Я даже начала было комплексовать: ну что я хотела за каких-то две тысячи баксов, не говоря уже о жалких шестистах? А потом пришло откровение: продавщицы в наших магазинах обслуживают не в соответствии с ценой наряда, а соразмерно своей собственной зарплате. И в этом смысле для них все капризные барышни равны.