Примерное время чтения: 3 минуты
70

Cудные месяцы

ВСЕ как в Апокалипсисе: "И звезды небесные пали на землю... И небо скрылось, свившись как свиток". Впрочем, звезды не долетели до земли, зависнув в мерзлом пространстве между полуразрушенными балками. И свиток неба - вот он, виден всякому, кто зайдет во флигель Музея архитектуры, где проходит выставка, буквально иллюстрирующая слова из Откровения Иоанна Богослова.

"Небесное воинство" - действительно уникальный проект и по качеству показываемого материала, и по тому, как этот материал подается. В Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. Щусева (Воздвиженка, 5) Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник привез "небеса" - расписные потолочные перекрытия знаменитых деревянных храмов, что сделаны без единого гвоздя. (В северной церкви холодно, протопить все помещение невозможно, вот потому и создавались "искусственные", к земле приближенные своды, закрывающие высокие подкупольные пространства. Реальный, "обжитой" объем устремленного ввысь храма, оказывается, был куда меньше, чем казался с улицы.) Эти "небеса" с ангелами, архангелами и пророками по краям и образами Бога-Вседержителя или Святой Троицы посередке Музей архитектуры "сослал" в свой дворовый флигель - руину, помещение неотапливаемое, полуразрушенное, с провалами незастекленных окон и снятыми полами. Доски-иконы размером в два человеческих роста парят в этом неухоженном пространстве, покрываясь инеем. "Но это, поверьте, более щадящие условия, чем те, в которых они погибают у себя дома", - написано в сопроводительном тексте.

Дело в том, что дерзкий экспозиционный ход объясняется не циничным эстетством организаторов, а их, что называется, болью за родную культуру. Каргопольский музей-заповедник, некогда популярный и любимый советскими туристами, уезжавшими на Север в поисках "духовности", ныне откровенно загибается. И выставка - призыв о помощи и коммерческий проект (посмотреть на "небеса" можно только в составе платных экскурсий). Руины-доски в руинах-постройке - удачная метафора плачевного состояния отечественного музейного дела, реально переживающего судные дни. Свой "Апокалипсис сегодня". Но подобный публицистический актуальный пафос исторической по сути выставке нисколько, как ни странно, не вредит. Публичное увядание шедевров происходит очень эффектно и даже прельстительно. Этот Апокалипсис по-киношному красив, ничем не хуже, чем у Копполы.

Тем более что смерть продлена во времени - экспозиция открыта до 15 апреля. Судный день будет длиться четыре месяца.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно