Примерное время чтения: 3 минуты
50

Что мы знаем о старости

СТАРОСТЬ, как известно, не радость. Старость - это целый букет болезней. Сердечно-сосудистых патологий, неврологических заболеваний, нарушений зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. До 80% стариков страдают сразу несколькими недугами. Для этих людей выход на улицу - уже событие. А визит к чиновнику (в собес, ДЕЗ, паспортный стол) - чуть ли не подвиг. Все мы знаем, как некоторые "государевы люди" разговаривают с пенсионерами: "Вы что, глухая, не слышите?", "Вы что, слепой, не видите?" Но ведь так оно и есть: они, почти глухие и слепые, оказываются беспомощны в этом обществе, холодном и черством.

НЕУДИВИТЕЛЬНО, что более 70% москвичей старше 60 лет страдают различными видами психических расстройств. За последние годы отмечен рост психогенных депрессий, серьезной проблемой для лиц пенсионного возраста является пессимистическое восприятие жизни. "Пожилой человек теряет прежние социальные позиции, авторитет в семье, снижается его материальное благополучие. Добавьте сложности при решении бытовых вопросов: как купить продукты, приготовить еду, постирать? - говорит руководитель Центра по изучению систем поддержки психического здоровья НЦПЗ РАМН Василий Ястребов. - А проблема одиночества? По нашим данным, половина лиц старше 60 лет живут одни. Известен случай, когда одинокая старушка после смерти любимой кошки покончила с собой. Она не видела дальнейшего смысла в своей жизни".

Исследования психиатров показали: из тех стариков, которые нуждаются в специализированной помощи, только четверть могут ее получить. Но самое главное, в сети здравоохранения не предусмотрены амбулаторные и стационарные учреждения, которые занимались бы только их проблемами. Конечно, в Москве есть городская геронтологическая больница. Еще есть районные центры соцобслуживания населения, где по мере возможностей пытаются решать социальные проблемы стариков, но там не оказывают комплексную медико-социальную помощь.

"Мы давно пробиваем эту идею и на федеральном, и на городском уровнях, - продолжает Ястребов, - но все, как обычно, упирается в недостаток финансов. Не могу сказать, что это начинание находит отклик у административных структур. На территории Восточного округа подобный центр помощи пожилым был создан. Когда мы пытались привлечь какие-то средства на начальном этапе, то единственным, кто откликнулся, было... посольство Нидерландов. Этот экспериментальный центр в районе "Богородское" проработал какое-то время, а потом закрылся. Мы так и не нашли общего языка с руководством округа".

Представим, что сеть районных геронтологических учреждений в городе налажена. Изменится ли отношение к старикам со стороны общества, тех же чиновников? Вряд ли. В европейских странах права пожилых людей защищают гражданские организации (группы поддержки, движения семей, родственников больных и проч.). Зачастую они более эффективны, чем государственные структуры. Нам о такой форме взаимопомощи остается только мечтать. И еще. В советские времена у нас существовала система санпросвета. Среди прочего ее специалисты "очень навязчиво" распространяли брошюры и буклеты о здоровом образе жизни. Почему бы нам не использовать этот забытый опыт? Старикам нужна информация о самих себе и о своем здоровье? Так дайте им ее с помощью бесплатных буклетов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно