В ПЕРИОД межсезонья у хлебопеков традиционно возникают трудности: растут цены на муку, а вместе с ними - стоимость выпекаемого хлеба. Не выдерживая конкуренции, многие мини-пекарни закрываются. Бывает, чтобы сохранить своего покупателя, малые предприятия покупают хлеб у больших заводов и продают его как свой. Так и выживают. Об этом и многом другом говорилось на Московской областной конференции по проблемам малого хлебопечения.
Хлеб у нас - продукт стратегический. И даже политический. Попробуйте отнять у народа мясо или, скажем, сыр. Поворчат, да стерпят. А вот покуситься на хлеб - грех величайший. Бунт поднимется такой, что мало не покажется. И хотя сейчас бить тревогу нет оснований (мучной продукции в области хватает), кое-что настораживает. Понятно, чем больше предприятий выпекает хлеб в регионе, тем выше его качество (опять же конкуренция обязывает). И тем удобнее потребителю. Но малое хлебопечение, как и малое предпринимательство вообще, переживает не лучшие времена. За последний год число мини-пекарен в Московской области сократилось на 20%.
На данный момент в Подмосковье работает около 300 предприятий малого хлебопечения. На них заняты более 10 тыс. чел., а продукции они выпекают свыше 200 тыс. тонн в год. Не так уж и много - всего-то пятая часть от общего количества. "По нашей оценке, эти предприятия платят в областной бюджет более 100 млн. руб. налогов ежегодно, - говорит президент Гильдии пекарей и кондитеров Московской области Юрий Блохин. - Но могли бы платить больше, если создать соответствующие условия..."
Главная проблема пекарей - сырье. Мини-пекарням его продают дороже, чем большим хлебозаводам. Это касается и муки, и всевозможных ингредиентов. По мнению Блохина, трудностей можно избежать, если сделать в области собственную сырьевую базу. Например, в Москве действует региональный сервисный центр "Пекарь и кондитер", который обслуживает столичные мини-пекарни. Аналогичным образом организована работа отрасли в европейских странах. В Подмосковье этого нет: каждая мини-пекарня сама ищет сырье, что обходится дороже. Единый сервисный центр помог бы и с ремонтом оборудования: известно, что 60% предприятий малого хлебопечения работают на морально и технически устаревших печах.
Сетуют пекари на недостаток профессиональных кадров. Вообще-то желающих хватает. Но отсутствует система их переподготовки. В пекарни идут, как правило, люди старшего возраста, потерявшие работу по специальности. И у них нет возможности обучиться новому ремеслу в училищах: там действует возрастной ценз - до 35 лет. Приходится получать навыки, что называется, у станка.
"Я уж не говорю о многочисленных административных барьерах, с которыми сталкиваются пекари, - заключает Блохин, - о трудностях с приватизацией занимаемых площадей. Поверьте, все наши проблемы закладываются в цену продаваемого хлеба. Значит, это не только наши проблемы".