Примерное время чтения: 3 минуты
117

Смута на Патриарших

СКАНДАЛ вокруг скульптурной композиции на Патриарших прудах приобретает все более необычные формы. Похоже, все, что связано с именем Булгакова, имеет граничащий с абсурдом оттенок. То в управу Пресненского района приходит на согласование проект реконструкции Патриарших прудов с подземной автостоянкой и торговым центром, то ходят слухи о полном осушении водоема. И у каждого участника активных дискуссий об облике скульптурной композиции свое собственное мнение: обсуждаемый нынче всеми скульптор Александр Рукавишников заявляет, что творит для потомков, но потом все-таки соглашается убрать из композиции злополучный примус, а его коллеги заверяют журналистов, что Рукавишников уже не вправе единолично принимать решение об изменениях в проекте: мол, все согласовано и подписано. Мэру поступают обращения из Комиссии по монументальному искусству при Мосгордуме, депутатские запросы, обращения простых москвичей и деятелей культуры. Юрий Михайлович обещает во всем разобраться - и до сих пор судьба композиции не решена.

Но самое оригинальное решение принял глава управы района Александр Краснов: "Мы будем собирать народ каждые выходные и не допустим, чтобы уродовали наш пруд. Не надо ни памятника, ни примуса, ни скамеек, ни реконструкции вообще. Архитекторов много, а пруд у нас один, и тот маленький". А успокаивающим заверениям вышестоящего начальства верить нельзя, поэтому надо выходные дни проводить на митинге. Народу идея понравилась - и погуляешь на свежем воздухе, и власть поругаешь. Официально горожане могут лишь писать протесты во все инстанции, но это скучно и хлопотно. То ли дело митинг! Столичные жители вошли во вкус и теперь протестуют даже против очищения пруда и приведения в порядок деревьев и прилегающей к водоему территории.

Наверное, немаловажную роль в развитии этой скандальной истории сыграла недоступность для обычных горожан полной информации о происходящих на Патриарших прудах переменах. Оценить реальные размеры проекта Рукавишникова по публикациям в газетах было невозможно. Кто знает, в чем заключается преобразование территории вокруг пруда? Короткий список чиновников. Вот и появляются слухи, один страннее другого. Даже сейчас, когда пруд превратился в типичную стройплощадку, надпись на щите возле водоема не ответит и на десятую часть возможных вопросов. Такая-то организация занимается сооружением памятника Булгакову и капремонтом Патриаршего пруда. И все, больше никакой информации. Почему, когда возводится дом, на плакате обязательно размещают рисунок здания и его описание, а при создании скульптурной композиции и в помине нет ничего подобного?

Такой подход к роли общественности очень напоминает возведение памятников в советское время, когда власти обладали исключительным правом на выбор памятника и места установки. К чему это может привести, лучше всего описал Сергей Довлатов, рассказывая про открытие в Челябинске памятника Ленину: "Под грохот барабанов чиновники сдернули ткань... Через минуту хохотала вся площадь. Несчастный скульптор изваял две кепки. Одна покрывала голову вождя. Другую Ленин сжимал в кулаке". Сейчас москвичи пребывают в похожем состоянии: может быть, им подсунут здоровенный примус и бредущего по воде Иешуа, а может, все ограничится фигурой Булгакова на поломанной скамейке.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно