ГЕРМАНИЯ была одной из первых стран, оказавших Москве реальную финансовую помощь, когда она только осваивалась в новых экономических условиях. После дефолта именно глава "Дойче-банка" убедил партнеров не отказывать в выделении кредитов, которые столичными властями были отданы вовремя и полностью. Сегодня эта страна - не только самый крупный инвестор (из прошлогодних 8 млрд. руб. 43% - немецкие), но и самый верный партнер в отношениях. Этими словами Юрий Лужков открывал Дни экономики Москвы во Франкфурте-на-Майне. Обер-бургомистр Франкфурта Петра Рот добавила к сказанному, что "верный партнер" продолжает с удовольствием открывать двери своих денежных хранилищ.
ДЛЯ проведения экономического форума этот город был выбран не случайно. Общеизвестно, что Франкфурт-на-Майне - экономическая и финансовая столица Германии, в которой имеют свои представительства более 420 международных кредитно-финансовых банков и компаний. И каждый год там проходят самые крупные и значимые промышленные выставки, на которые съезжаются профессионалы со всего мира и заключают договоры на огромные суммы. В рамках Дней экономики Москва представляла проекты, требующие немецких денег: производство озонаторских установок для систем центрального водоснабжения, дальнейшая разработка способов возведения высотных автоматизированных стоянок, производство легких самолетов-трипланов "Молния-1".
Сегодня в Москве работает около 1 тыс. немецких фирм. И двери открыты для многих других. Но Юрий Лужков посоветовал германским коллегам поторопиться: например, в строительство инвестиции уже не нужны, да в торговле почти все места заняты. Так, только немецкая "Метро Кэш & Кэрри" участвует в создании 8 гипермаркетов оптовой торговли и в скором времени собирается выйти на розничный рынок.
Дни экономики Москвы во Франкфурте-на-Майне сменились Днями Москвы в Берлине, которые закончатся лишь в конце июля. Но уже сегодня понятно, по каким именно направлениям пойдет работа. Так, отсутствие необходимости привлекать инвестиции в строительную отрасль не противоречит использованию накопленного немцами опыта в этой области. В сфере утилизации строительных отходов, например, Москва давно им пользуется. Каждый год только по результатам сноса столичных пятиэтажек получается около 1 млн. тонн мусора. Технология превращения железобетонных панелей, плитки и пластика в бревна, которые в отличие от деревянных не гниют и не деформируются, появилась в ФРГ после объединения с ГДР. Там с местными хрущобами "боролись" в таких же объемах, как сейчас в Москве. В результате до 90% переработанного строительного мусора возвращается на рынок стройматериалов.
Москва снова готова обратиться к немецкому опыту. На этот раз в области реконструкции пятиэтажек, не подлежащих сносу. Уже намечен первый этап реконструкции пятиэтажных домов, построенных в 60-70-е гг., общей площадью 13,7 млн. кв. м. Она будет проводиться без отселения жителей путем увеличения этажности на 2 этажа, оснащения домов лифтами и мусоропроводами.
Обер-бургомистр Берлина Клаус Воверайт на встрече с Юрием Лужковым отметил, что малому и среднему бизнесу приходится в столице нелегко. На что московский мэр рассказал про Берлинский дом. Он находится в самом центре столицы - на пересечении Петровки с Кузнецким мостом. Дом был задуман как коммуникативный центр по оказанию заинтересованным в сотрудничестве компаниям консультационных услуг по правовым, налоговым и другим возникающим вопросам. Но инвестировавшие в него компании оказались, по мнению Юрия Лужкова, "непоследовательными в своих действиях": они распродали площади под офисы и магазины.
Но больше всего сегодня Москве и Берлину нужны сверхскоростная железнодорожная магистраль и автомобильная дорога. (Правда, достанется она еще и Минску с Варшавой.) По мнению Клауса Воверайта, "дороги только поддержат и без того устойчивый интерес друг к другу жителей наших столиц и стран". А Юрий Лужков на вопрос, неужели самолеты Москва-Берлин-Москва летают нерегулярно, вспомнил один случай из своей жизни. Задолго до работы, на которую его вот уже два срока подряд избирают москвичи, один из его подчиненных прислал телеграмму: "Задерживаюсь из отпуска по причине боязни самолетов. Плыву в Москву на пароходе". "Пусть у всех будет выбор," - считает столичный мэр.