(Окончание. Начало в "АиФ-Москва" N 45)
В ПРОШЛОМ номере мы начали рассказ о том, как меняется климатическая ситуация в Москве в последние годы. Такой анализ стал возможен благодаря научной работе, проведенной сотрудниками географического факультета МГУ, а точнее - Метеорологической обсерватории университета. Данные многолетних исследований опубликованы в "Справочнике эколого-климатических характеристик г. Москвы", изданном Департаментом природопользования и охраны окружающей среды.
НАБЛЮДЕНИЯ ученых свидетельствуют: 90-е годы прошлого века ознаменовались для столицы интенсивным потеплением. Метеорологи - не только наши, но и европейские - установили, что на всей территории Старого Света изменилась циклоническая деятельность. Циклоны с Атлантики стали приходить чаще, и даже те, которые шли к нам через Скандинавию, заметно потеплели.
За облаками
"ЗА ПОСЛЕДНИЕ полвека центры образования циклонов в Атлантике и антициклонов в районе Азорских островов сместились на юг. Южнее стали и сами траектории прохождения циклонов, - говорит заведующий Метеорологической обсерваторией МГУ доктор географических наук Анатолий Исаев. - Что касается Московского региона, то теплые воздушные массы стали приходить к нам чаще. А в целом над столицей увеличилась облачность". Максимум количества облаков приходится на зиму. Рекордным по этому показателю стал декабрь 2000 г. - по десятибалльной шкале он "заслужил" оценку 9,9. К зимним пасмурным месяцам за последнее десятилетие примкнул и весенний май. В летние месяцы небо над Москвой чаще хмурится в середине дня - с 12 до 15 часов. А осенью и зимой пик наибольшей облачности приходится на утреннее время.
Еще в метеорологии есть такая характеристика, как продолжительность солнечного сияния (ПСС). Это то время, в течение которого светило не закрыто облаками и его лучи освещают земную поверхность. Показатель весьма существенный для понимания радиационного режима города. В мегаполисе загрязнение воздуха способно уменьшить ПСС на 20% по сравнению с сельской местностью. По наблюдениям метеорологов, с 1955 по 2001 г. продолжительность солнечного сияния в Москве снизилась на 3%.
"В связи с более частой повторяемостью облачной погоды годовая сумма ПСС в среднем за последние полвека составила только 39% от возможной, - продолжает Анатолий Исаев. - Самым солнечным является период с мая по август: ПСС достигает 51-54%, а иногда более 70%, как было в 1968 г. С ноября по январь солнце в столице показывается редко - ПСС составляет лишь 9-14% от возможной продолжительности". В среднем за год в Москве набирается 109 дней без солнца. Но год на год все же не приходится: в 1960 г. таких дней было 140, а в 1967 г. светило позволило себе время от времени выглядывать из-за туч лишь на протяжении 75 дней. Декабрь 1968 г. выдался сплошь пасмурным: число дней без солнца оказалось равным 31. Если же взглянуть на более свежие данные, то можно отметить: за последнее десятилетие продолжительность солнечного сияния в ноябре - феврале снизилась на 5-16%. А в марте, апреле и октябре увеличилась. Правда, ненамного - лишь на 4-6%.
Ультрафиолет
ДРУГИМ важным климатическим показателем для большого города является прозрачность атмосферы: по нему можно судить об уровне загрязнения воздуха, в первую очередь аэрозольными частицами. Анализ данных показывает, что прозрачность атмосферы в Москве возросла. Ничего странного в этом нет. Во-первых, промышленное производство в столице явно пошло на спад. Во-вторых, на планете с 1994 г. не было значительных выбросов вулканических извержений, которые влияют на глобальное загрязнение атмосферы. Так, на следующий год после извержений вулканов Эль-Чичон (1982 г.) и Пинатубо (1991 г.) коэффициент прозрачности атмосферы в Москве был ниже среднего многолетнего значения на 8 и 10% соответственно.
НАИБОЛЕЕ "светлым" оказался 1996 г., когда годовое количество суммарного освещения в Москве превысило среднюю годовую величину на 14%. Наименьший показатель пришелся на 1974 г.
Метеообсерватория МГУ - единственное научное учреждение в регионе, проводящее измерения солнечной радиации. Ученые пришли к выводу: за последние 50 лет ультрафиолета в столице стало меньше на 4%. Основная причина - все та же облачность. "Тенденция есть, но предсказать, каков будет приход солнечной радиации лет через десять, невозможно, - поясняет научный сотрудник обсерватории Екатерина Горбаренко. - Что касается ее влияния на здоровье москвичей, то для наших широт это не столь важно. Иначе говоря, ультрафиолет для жителей Москвы не так вреден. Более значимым фактором можно считать естественную освещенность земной поверхности. Эту характеристику необходимо учитывать проектным строительным организациям - например, для расчета освещения помещений".
Усилившаяся облачность вкупе с интенсивным ростом тепла более всех остальных факторов оказывает влияние на наше настроение и самочувствие. И не только наше, но и братьев меньших. "Опасность таится на уровне межклеточных взаимодействий: организмы не успевают адаптироваться к изменяющимся условиям, отсюда плохое самочувствие, физиологические расстройства, - подводит итог Анатолий Исаев. - Аномальные по продолжительности для данной местности облачные ситуации и непрерывно выпадающие дожди приводят к нарушению биоритмов организмов. А биоритмы определяются естественной освещенностью, и ее снижение влечет заболевания депрессивного характера, сбои в обменных процессах".
Впрочем, это уже предмет рассмотрения других научных дисциплин - биометеорологии и биоклиматологии. И о них пойдет речь в одном из ближайших номеров.
В МАЕ - АВГУСТЕ число пасмурных дней в Москве составляет 11-12. Максимальных значений число пасмурных дней достигает в декабре - почти 25 дней по общей облачности.