Примерное время чтения: 7 минут
285

Вне общества

Люди в инвалидных колясках не могут покинуть пределы квартиры.

Работодатели предлагают инвалидам низкооплачиваемые профессии.

Родители не хотят, чтобы в школах с их детьми учились инвалиды.

СЕГОДНЯ в столице более 1 млн. инвалидов, то есть каждый десятый горожанин. Но можете ли вы припомнить хоть одного инвалида рядом - в кинотеатре, в институтской аудитории, за соседним рабочим столом? Вряд ли. Москва совершенно не приспособлена к жизни этих людей: они не могут выйти из дома - нет пандусов и специальных светофоров на улицах, они не в состоянии работать - им не дают работы, они не могут отдыхать - в обычных санаториях для них нет свободных мест. Получается, что миллион человек вычеркнуты из жизни города.

Сиди и не выходи

АЛЕКСЕЙ Н. глухонемой с рождения. Через сурдопереводчика он рассказывает мне, почему в Москве не может чувствовать себя нормально. Когда произошел теракт в столичном метро, Алексей сидел дома перед телевизором и не мог ничего понять. Ни по одному каналу ни одна новостная программа не давалась в эфир с бегущей строкой или сурдопереводом. "Страшно от неведения", - добавляет он.

Сергей А. - слепой студент Московского психолого-педагогического университета, каждый день он добирается к месту учебы на ст. метро "Ул. Подбельского" из Тушина. Специальных насечек на бордюрах, позволяющих определять расстояние до объектов (что давно стало привычным в западных странах), на его пути нет. Особенно туго в столице с книгами для слепых, в том числе и с учебниками на языке Брайля.

Не имеют возможности передвигаться по городу и инвалиды, "прикованные" к инвалидной коляске. Об установке двух подъемников на Курском вокзале трубили как о большом празднике. Но на других-то вокзалах подъемниками и не пахнет. Ну а в "самом красивом в мире метро" подъемники есть всего на 6 станциях из 175!

Образование и работа

НЫНЕШНЯЯ система образования предлагает узкий перечень профессий, которые могут освоить инвалиды: брошюровщик, переплетчик, швея, столяр, сборщик верха обуви, штукатур, слесарь. На Западе самые распространенные профессии для людей с ограниченными возможностями - переводчик, компьютерный аниматор, программист, специалист по компьютерной графике, веб-дизайнер. Современные, востребованные, высоко оплачиваемые! Эти специальности можно получить, не выходя из дома, через Интернет. У нас система дистанционного начального и профессионального образования находится лишь в зачаточном состоянии. Соответствующим оборудованием (компьютером с выходом в Интернет) в 2003 г. по программе Департамента образования были обеспечены 750 школьников, прикованных к постели. Хотя сейчас в дистанционном обучении нуждаются значительно больше школьников.

Кроме как в специализированных учебных заведениях инвалиды по всему миру получают образование в обычных университетах и институтах. Например, во Франции в каждом вузе учится примерно 5% инвалидов. "Мы проводили мониторинг в 16 случайно выбранных московских вузах, - рассказывает ректор МГППУ Виталий Рубцов. - Из общего числа студентов лишь 0,5% - это инвалиды. Специальная программа сопровождения студентов-инвалидов при получении ими высшего образования в столице полностью отсутствует. Вывод таков: ребят с ограниченными возможностями в московских вузах учится мало не потому, что они не способны или не хотят там учиться, а потому, что в самих университетах и институтах для них ничего не приспособлено".

Проблемы инвалидов при поступлении на работу должен решать закон о квотировании рабочих мест. Но на практике он не работает. "Работодатели берут к себе инвалидов, чтобы сократить сумму налогов и получить дотации на организацию рабочих мест, - поясняет первый заместитель руководителя Департамента образования Москвы Василий Лисов. - Поэтому процент трудоустройства выпускников-инвалидов составляет 15% от числа прошедших обучение". "Руководителю сегодня легче заплатить штраф или набрать людей, которые не работают, чем реально предоставить инвалидам рабочее место", - добавляет руководитель Департамента федеральной государственной службы занятости населения по г. Москве Сергей Дудников. Закон о квотировании нуждается в доработке и пересмотре. Сколько бы денег город ни вложил в обучение инвалидов, это будет бессмысленно до тех пор, пока каждого выпускника реально не обеспечат рабочим местом по специальности.

Нелюбимые

НО САМИ инвалиды считают, что больше всего они страдают от отношения к ним окружающих. Вопреки расхожему мнению люди с ограниченными возможностями не стремятся создать свою отдельную замкнутую коммуну, а наоборот, хотят влиться в общество здоровых горожан. По данным опроса Департамента федеральной государственной службы занятости, 85% инвалидов хотели бы работать в смешанных коллективах.

Психологическая проблема неприятия людей с ограниченными возможностями очень актуальна, причем на всех уровнях. Взять хотя бы школу. "Родители не хотят, чтобы дети обучались в школе вместе с инвалидами, студенты не хотят, чтобы в аудитории с ними рядом сидели люди с ограниченными возможностями, очень многие преподаватели негативно высказываются об интеграции ребят с отклонениями в развитии в систему общего образования", - объясняет начальник Управления специального образования Минобразования РФ Татьяна Волосовец. "Почти все опрошенные вузы откровенно признали, что они отдают предпочтение нормально развивающимся абитуриентам", - дополняет ректор Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Виталий Рубцов.

А объясняется это парадоксом столичного образования. Адаптации самих инвалидов уделяется много внимания (есть широко и активно применяемые программы социализации), а готовить к восприятию инвалидов обычных москвичей как-то забывают. Формально работа проводится. Школьные психологи согласно методикам Минобразования "должны на встречах с глазу на глаз с учениками объяснять им, что такое толерантность". Но подождите! Толерантность подразумевает терпимое отношение к окружающим. А мы ведь должны воспитывать отношение к инвалидам как к равным, таким же людям, как мы сами.

К тому же занятия эти, во-первых, нерегулярные, во-вторых, необязательные, в-третьих, проводятся только в средних и старших классах. Непонятно, как психолог собирается за 15 минут объяснить подростку, почему он не должен показывать пальцем на человека в инвалидной коляске. О том, что детей нельзя научить правильно относиться к непохожим на них людям ни за одно, ни даже за два занятия с психологами, можно судить хотя бы по тому факту, что в МГППУ студентов этому учат в течение НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ на ОТДЕЛЬНОЙ кафедре!

А пока свое отношение к инвалидам москвичи, маленькие и большие, формируют по профессиональным попрошайкам в метро. И это навсегда может отбить у нас отношение к этим людям как к равным.

Татьяна ВОЛОСОВЕЦ, начальник Управления специального образования Минобразования РФ:

- ИНДИВИДУАЛЬНЫХ занятий психологов с учениками, безусловно, недостаточно. Сейчас необходимо вести как можно более широкую разъяснительную работу. И главным должен стать вопрос семейного воспитания. Если родители относятся к инвалидам, как и к другим людям, - спокойно и с уважением, то точно так же будет относиться и ребенок. Классные руководители должны работать с родителями. Вспомним, как подобная проблема обострилась в Америке в 1970-х. И сегодня население там относится совершенно спокойно к людям с другим цветом кожи, иным вероисповеданием, отклонениями в психофизическом развитии. Хотя еще 60 лет назад об этом нельзя было и помыслить. В США этого смогли добиться за 30 лет. Думаю, что нам такого срока не отпущено.

Сергей ЛОКТИОНОВ, депутат МГД:

- МЫ ПРОВЕРЯЛИ, как реализуется городская комплексная программа по реабилитации инвалидов. Результаты неутешительные. Например, установка пандусов в некоторых местах не проводилась вообще, где-то работы были выполнены некачественно, а многие адреса, где, по информации префектур, были проведены работы, оказались липовыми. Взять хотя бы сами административные здания. Только 13 управ из 125 (!) и 2 префектуры оборудованы пандусами. Инвалиды даже не могут войти в эти здания, чтобы пожаловаться чиновникам. В отчете сказано, что специальные приспособления для передвижения колясочников установлены в 3,6 тыс. московских подъездов. Я абсолютно уверен в том, что эти данные завышены. К сожалению, любые работы, связанные с облегчением жизни инвалидов, ведутся чиновниками неохотно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно