РОВНО 105 лет назад состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая от Бутырской заставы по Нижней и Верхней Масловке до Петровского парка.
В ТЕСНЫХ вагонах начала прошлого века разыгрывались драмы, причиной которых были... дамские шляпки: их тогда закрепляли длинными острыми булавками. Газеты писали: "В июле у Ильинских ворот пассажир, стоявший на площадке вагона, получил укол в руку. Он рассердился, вырвал у виновной барышни из шляпы опасное орудие и бросил его на мостовую... В первых числах ноября г. N, находившийся на площадке вагона N 21, во время следования от Трубной площади к Страстному монастырю получил сильный укол в лоб в то время, когда виновная дама неожиданно обернулась, чтобы передать кондуктору деньги". Гласный городской думы Н. А. Шамин обратился к городскому голове Н. И. Гучкову: "Ваше превосходительство Николай Иванович! В Москве раздаются непрестанные основательные жалобы на длинные и острые шпильки дамских шляп, особенно опасные для окружающих в вагонах трамваев. Не говоря о множестве легких поранений и царапин, получаемых обывателями Москвы благодаря этим орудиям возмутительной дамской неосторожности и легкомысленности, неоднократно были констатированы и случаи серьезных непоправимых поражений. Вследствие выше изложенного имею честь просить ваше превосходительство, не признаете ли Вы возможным возбудить вопрос об издании обязательных постановлений, коими воспрещалось бы ношение в вагонах городских трамваев упомянутых заостренных шпилек без особых безопасных наконечников". Юристами было определено, что виновных пассажирок можно на основании Указа о наказаниях подвергать аресту на срок до семи суток или штрафу в 25 руб. А в мае 1910 г. было обнародовано распоряжение московского градоначальника, которым дамы с длинными остроконечными шпильками вовсе не допускались к проезду на трамвае.
Жалко, что до сих пор в нашем городе не нашлось места устроить Музей московского трамвая. Старинные трамвайные подстанции давно пора объявить памятниками и подреставрировать.