В СЛЕДУЮЩЕМ учебном году в нескольких школах Южного округа начнут работать экспериментальные управляющие советы образовательных учреждений. К 2007 г. новая форма самоуправления появится в каждой школе страны. По крайней мере, так записано в законопроекте, внесенном в Госдуму. Только-только мы разобрались, чем отличается родительский комитет от попечительского совета, и вот опять очередная реформа? Чем она может обернуться?
РОДИТЕЛЬСКИЙ комитет решает внутришкольные проблемы (покупка цветов к Дню учителя, поездка на экскурсию в Подмосковье и т. д.). Попечительский совет - юридическое лицо, которое способствует привлечению дополнительных денежных средств в школу. "Отличие управляющего совета в том, что он получит реальные полномочия на управление школой и в обязательном порядке будет создаваться в каждой общеобразовательной школе, - объясняет ведущий специалист Департамента общего и дошкольного образования Минобразования РФ Кира Белелюбская. - Совет должен состоять из родителей, старшеклассников, выпускников, представителей администрации, влиятельных и уважаемых школой людей. Часть нового органа самоуправления - выборная, часть будет формироваться из приглашенных к сотрудничеству людей".
Для членов совета планируется определить широкие полномочия. Во-первых, они будут согласовывать сметы бюджетного финансирования и расходования внебюджетных средств школы. Во-вторых, будут утверждать школьный компонент образовательного стандарта. Судьба некоторых предметов, того же черчения, окажется в их руках. В сфере их компетенции - утверждение продолжительности учебной недели (пяти- или шестидневка?), времени начала занятий, решение о школьной форме, выбор учебников, рассмотрение жалоб учащихся, родителей, учителей. Советы по конкурсу станут отбирать претендентов на пост директора школы. "Думаю, что эксперимент по созданию управляющих советов будет удачным, - считает депутат МГД Иван Новицкий. - В столице школы являются не только образовательными учреждениями, но и общественными центрами культуры - здесь проходят мероприятия муниципальной важности, выборы, идет общественная жизнь. Управляющие советы, в составе которых могут быть и общественные деятели, могли бы способствовать развитию школ".
Теоретически идея создания управляющих советов кажется продуманной. Но ведь отдельный закон был принят и для попечительских советов. А этот институт самоуправления оказался несостоятельным. И тем не менее попечительские советы решили продолжить управляющими. Но давайте предположим, что в управляющем совете появится властный представитель общественности, чей ребенок учится в школе (ведь именно таких людей зазывают в школьное сообщество). Реализуя свои полномочия, он выберет директора-подкаблучника. А дальше... Мой ребенок устал? Сократим учебный день. Моего ребенка обидел преподаватель? Урежем его часы, и т. д. В ведении совета между тем и вопросы финансирования. Денежные потоки можно пустить как направо, так и налево. Подозрительно много функций оказалось у управляющих советов. Слишком много для непрофессионалов в школе.