Примерное время чтения: 7 минут
139

Мигалки непобедимы?

КРУТЫЕ автомобили с мигалками вызывают у столичных автолюбителей стойкую аллергию. Правила дорожного движения, перед которыми, по идее, все равны, не только ставят некоторых избранных "еще равнее", но и грозят простым автомобилистам строгим наказанием в случае, если те не уступят дорогу "слугам народа". По данным столичной ГИБДД, автомашины с проблесковыми маячками нарушают ПДД до 1,5 тыс. раз в неделю! И это только те нарушения, которые происходят на глазах инспекторов ДПС... Чем же крупные бизнесмены и "слуги народа" лучше остального народа? Разве учителям, врачам, продавцам или менеджерам можно опаздывать на работу? И настолько ли зависит от вольготного передвижения бюрократов дальнейшая судьба нашей страны, что правительству пришлось принять по поводу чиновничьих мигалок специальный нормативный акт?

"ДЕЛО в том, - объяснил мой товарищ, бывший чиновник, - что по спецмашинам, спецзнакам, спецномерам, антеннам спецсвязи, а также цвету и типу мигалок государевы люди не только отличают в автомобильной толпе "своих", но еще и определяют их ранг и степень приближенности к "кормушке". Если было бы можно, они себе на голову надели б мигалки, как в фильме "Кин-дза-дза". Помнишь анекдот, утверждающий, что если бы понты светились - в Москве были бы белые ночи? Красно-синие закаты уже есть..." Вседозволенность порождает зависть, и даже те, кто по действующим сегодня правилам не имеет права на мигалку и прочие атрибуты крутизны, украшают ими свои автомобили (были бы деньги!).

Ленточки народного гнева

НИ В ОДНОЙ из цивилизованных стран не положены "бонусы" от власти в виде мигалок или сирен. Когда мэра Хельсинки спросили, пользуется ли ее водитель подобными устройствами, финская леди долго не могла понять, о чем речь, а когда поняла, обидевшись, заявила, что не хочет ездить на работу на "скорой помощи". Все попытки привить российским чиновникам подобное отношение к мигалкам потерпели полнейшее фиаско. Не помогли ни резкие статьи и телепередачи, ни показательные протесты общественности (почти четверть столичных водителей повесили на антенны своих машин "белые платочки" в знак несогласия с автомобильной политикой властей), ни попытки протолкнуть закон о запрещении мигалок на чиновничьих машинах. Законопроект о внесении дополнений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", принятый "на ура" в первом чтении прошлой Госдумой, вдруг лег под сукно.

"В законопроекте речь шла о спецсигналах (мигалках и сиренах) и спецномерах, - рассказывает его автор, депутат Госдумы, председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. - Мы предложили выработать конкретные правила, согласно которым будут предоставляться спецсигналы. Сегодня, в соответствии с постановлением Правительства РФ, мигалками оборудовано около 4 тыс. (!) чиновничьих автомашин. Если во времена советской власти на всю страну было 124 мигалки, то сегодня только 1,5 тыс. приходится на Москву и Подмосковье. Машин же со спецномерами, юридически не дающими дополнительных прав, но по приказу милицейских начальников не подлежащими остановке сотрудниками ГАИ, в несколько раз больше. К примеру, на них имеют право не только госслужащие, но и бизнесмены - председатель правления РАО ЕЭС, глава Газпрома и др. Огромное количество спецномеров и спецсигналов устанавливается незаконно, ведь реального контроля нет. Все гаишные акции по выявлению нелегальных мигалок не приведут к серьезным результатам - ВЕДЬ СНИМАЕТ ИХ ТА ЖЕ РУКА, ЧТО И ВЫДАЕТ! Мы предлагаем оборудовать спецсигналами только машины оперативных служб, с обозначением их принадлежности специальными цветовыми знаками. Проще говоря, с надписями "скорая помощь", "пожарная охрана" и т. д. Также разрешить пользоваться мигалками автомашинам органов охраны правопорядка и предварительного следствия. Всем остальным средствам передвижения - то есть водителям любых автомобилей без спецобозначений - пользоваться мигалками должно быть запрещено. Исключение может быть сделано только для 9 высших должностных лиц государства, на которых распространяется закон о госохране. А спецномера - будь то синие или номера с "флагами" - отменить совсем".

Кто подписал заключение?

ЛЕТОМ 2003 г. законопроект был одобрен более чем 300 депутатами. Но сразу же после этого в Госдуму пришло заключение сверху. В этом документе было сказано, что этим "проектом ограничиваются полномочия Правительства РФ". "На русский язык это переводится так: не лезьте не в свое дело, - считает Виктор Похмелкин. - Я слышал, что вдохновителем такого сурового документа стал бывший премьер Михаил Касьянов, на которого давили различные кланы чиновников. Заключение безграмотно с точки зрения основных российских законов. Поскольку мигалками ограничиваются права граждан, такие вопросы по Конституции должны решаться исключительно федеральным законом. Получается, что правительство, устанавливая свои правила, нарушает действующую Конституцию".

После того как депутаты ознакомились с заключением, законопроект, устанавливающий демократию на дорогах, завис. Дело в том, что новая Дума большей частью состоит из представителей партии "Единая Россия". И, соответственно, воля партийного начальства для них равна закону. "Сейчас патовая ситуация, - объясняет Похмелкин, - с одной стороны, провалить такой закон будет позором, а с другой - они не могут пойти против решения подписавшего злосчастное заключение лица".

Все понятно: российское правительство не хочет ограничивать себя в привилегиях. После недавнего увеличения количества ведомств руководство дало команду закупить дополнительно новые автомобили, для которых тоже потребуются мигалки. Говорят, что за них между главами различных министерств, агентств и служб уже идет драка.

К СОЖАЛЕНИЮ, на заключении, похоронившем надежды на равенство на дорогах, стоит подпись Президента России Владимира Путина. Поэтому мы хотим обратиться непосредственно к нему.

Уважаемый господин Президент!

Мы не знаем, почему Вы подписали этот документ. Но считаем, что требования автомобилистов навести порядок на дорогах закономерны. Пока будет список тех, кому полагаются особые привилегии, появится масса людей, которые их себе купят. Не проще ли предоставить мигалки только особому транспорту: машинам "скорой помощи", пожарным, службе спасения и правоохранительным органам? Высшим должностным лицам мигалки не нужны: для их проезда и так перекрывают дороги.

КСТАТИ

КОГДА законопроект вносился на рассмотрение Госдумы, тогдашний глава ГАИ Владимир Федоров был целиком и полностью "за" сокращение мигалок. Главный гаишник страны сказал буквально следующее: "Если эти поправки будут приняты, мы будем исполнять закон с плохо скрываемым удовольствием". Но став сенатором Совета Федерации, он почему-то круто изменил свое мнение: "Мигалки - это чисто московская проблема. Ее должны регулировать не депутаты Госдумы, а члены Правительства РФ. Сейчас, насколько мне известно, правительство разрабатывает новый перечень лиц, которым будут предоставляться автомашины, оборудованные спецсигналами".

Председатель Государственной думы Борис Грызлов, еще находясь на посту министра МВД, громогласно объявлял войну мигалкам. Так, 3 года назад он предлагал ввести уголовную ответственность за незаконное использование проблесковых маячков. По данным Управления ГИБДД г. Москвы, в столице ежегодно выявляется более 3 тыс. "левых" мигалок, а машин, оборудованных спецсигналами, в 5-7 раз больше, чем получивших официальное разрешение. Перейдя на новое место работы - в Госдуму, Борис Грызлов пока не предпринимает усилий по претворению в жизнь своей идеи о введении более строгого наказания для водителей машин с незаконными мигалками.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно