ВАШЕ чадо дни напролет "юзает писюк", но пишет с ошибками. И вы восклицаете: "В наше-то время молодежь была умнее!" Ну а если всерьез: поумнела или поглупела Москва за последнее десятилетие? Что происходит с нашим уровнем интеллекта?
Едут-едут продавцы
НАВСКИДКУ можно предположить, что "времена реформ" подпортили имидж Первопрестольной как интеллектуальной столицы. Взять миграцию. В прежние годы в Москву со всей страны ехали самые умные и целеустремленные. Теперь "мозги" предпочитают жить там, где родились. А если кто и рвется в более комфортные условия, то предпочитает через столицу прямиком отправляться на Запад. Ректор МГУ Виктор Садовничий, например, отмечает, что "утечка мозгов" у нас продолжается. Причем процесс поставлен на конвейер. Западные компании "пасут" своих будущих сотрудников со студенческой скамьи. Перспективных молодых людей поддерживают персональными стипендиями.
А кто прибывает на смену "утекающим мозгам"? По оценкам экспертов МВД, в Москве только нелегальных мигрантов проживает от 900 тыс. до 3 млн. Представители кавказских республик, Закавказья, Средней Азии, Вьетнама и Китая, как правило, заняты в сфере торговли и строительства. А значит, о высоком уровне их образования - при всем уважении к труженикам мастерка и прилавка - говорить не приходится.
Придавленные новостями
РАЗУМЕЕТСЯ, нельзя сводить коэффициент интеллекта (IQ) только к миграционным процессам. Скажем, для умственной деятельности немаловажно то, чем питается человек. Специалисты НИИ мозга отмечают, что во всем мире жители мегаполисов страдают от нехватки йода в организме. Как следствие - гормон щитовидной железы образуется в небольших количествах. А ведь для подростков этот гормон определяет нормальное развитие мозга, да и для взрослых служит катализатором интеллекта и работоспособности. По подсчетам медиков, более 20 млн. жителей планеты страдают умственной отсталостью лишь из-за того, что в их пище и воде не хватает йода.
Другая отличительная черта мегаполисов - обилие информации. Современный москвич живет в перенасыщенном информационном потоке. Но ведь возможности человеческого мозга небезграничны. Что же должно происходить с интеллектом горожан в таком случае? Мнения психологов разнятся. Одни утверждают, что чрезмерное количество абстрактной и бесполезной информации, которую предлагают детям в средней школе, снижает их творческие способности. И что изобилие "бытовой информации" (адреса и телефоны, маршруты транспорта, лица знакомых и публичных людей) в конце концов способно привести к частичной мозговой недостаточности, которая проявляется, например, в нарушении моторики пальцев. А психолог Наталья Березанская обращает внимание на то, что одним из печальных последствий информационной революции становится так называемая дебилизация населения: "Массированная реклама на ТВ (как правило, безвкусная и зачастую пошлая), примитивизм в подаче информации на страницах печатных изданий приводят к тому, что у людей снижаются требования к своим же умственным способностям. Незатейливость навязываемой информации начинает восприниматься как интеллектуальная норма".
С другой стороны, во всем мире за последние полвека наблюдается процесс интеллектуальной акселерации: показатели IQ населения разных стран постепенно растут. Лидирует, разумеется, Япония - там средний коэффициент интеллекта составляет 111 единиц. У американцев, как бы ни потешался над ними сатирик Задорнов, за 60 лет IQ вырос на 30 единиц (правда, по тестам, ими же самими и составленным). А в России масштабных исследований никто не проводил. Есть данные некоторых опросов. Согласно им, интеллектуальные показатели наших школьников медленно снижаются. Лишь один из двадцати учащихся имеет IQ больше 130 баллов.
Яблоко от яблони...
"ЗАПАДНЫЕ исследователи объясняют интеллектуальную акселерацию улучшением питания, здравоохранения, гигиены. К тому же образовательный процесс стал длиннее, чем был, скажем, лет сто назад, - говорит младший научный сотрудник Института психологии РАН Татьяна Тихомирова. - Да, поток информации на протяжении ХХ века постоянно увеличивался. Можно ли предположить, что дети из-за этого стали умнее? Наши исследования показывают, что закономерности нет. Умнее не те, кто смотрит телевизор и безвылазно сидит в Интернете, а те, кто читает, интеллектуально развивается".
Ученые из Института психологии пришли к выводу, что на формирование интеллекта в первую очередь влияет семья. Так замечено, что чем старше родители, тем больше IQ их ребенка. И что с количеством детей уровень их интеллекта понижается. Разумеется, имеет значение социально-экономический статус семьи, но здесь все не так однозначно. "Я проводила исследования в двух школах - в частной, где учатся дети состоятельных москвичей, и в обычной подмосковной, - продолжает Тихомирова. - В частной разброс интеллектуальных способностей больше. Там много как очень умных, так и глупых. Зато у них высокие творческие способности. А в обычной школе показатели оказались более ровными. Другое исследование касалось детей, которые пошли в школу, не посещая до этого детсад. Их воспитывали дома, что сейчас практикуют многие москвичи. Выяснилось, что коэффициент интеллекта у них выше, чем у сверстников. Зато дети, ходившие в детсад, больше склонны к творчеству".
По наблюдениям Виктории Юркевич, возглавляющей лабораторию психологии одаренных детей в МГППУ, нынешние школьники не стали глупее. Просто у них... другой интеллект. "Он приобрел иную форму, - поясняет Юркевич. - Современные подростки мыслят более последовательно, у них алгоритмическое мышление. В первую очередь это вызвано повальным увлечением компьютерами. Но на этом фоне четко видно, как снизился вербальный (словесный) интеллект. Молодежь разучилась ясно выражать свои мысли, писать без ошибок. Главная причина - ПЕРЕСТАЛИ ЧИТАТЬ КНИГИ. Что будет с интеллектом москвичей лет через десять? Мне кажется, его тип еще как-то изменится. Наберет силу музыкальный интеллект - уже сейчас каждый второй или третий ребенок пытается сочинять музыку. Интерес к чтению вернется, но в другой форме. Видимо, электронной".