ДИПЛОМАНТ четырех научных конференций по химии всероссийского уровня, абсолютный победитель московской и всероссийской олимпиад и серебряный призер Международной олимпиады (кстати, последние пять лет в состав команды, представляющей нашу страну, не попадал ни один москвич), кандидат в мастера спорта и обладатель международного рейтинга по шахматам - это лишь скромная часть перечня титулов 16-летнего Ивана Бушмаринова. На мой вопрос о том, как обычному школьнику удалось дойти до того, что нобелевский лауреат по химии американец Роберт Кёрл по-дружески жал ему руку, Ваня отвечает вдумчиво - этому научили шахматы.
САМЫМ интеллектуальным спортом Иван начал профессионально заниматься в 8 лет. Постоянные тренировки после школы, изучение дебютов и противников, шахматные партии, которые крутятся в голове. Да и сами турниры - дело изнурительное: 9 дней, каждый день по партии, которая длится 5-6 часов. И никаких родителей рядом. Но все эти успехи нисколько не мешали учебе в лингвистической гимназии N 1513. "Из всех гуманитариев я был самым естественно-научным, - смеется Иван. - Но смещение в сторону химии у меня произошло случайно. Помню, в 8-м классе участвовал сразу в нескольких олимпиадах. Но состязания по химии и по физике в МГУ, на которые я одинаково хотел попасть, назначили на один день! Пришлось выбирать. А в три часа того же дня у меня были соревнования по шахматам в "Олимпийском" (опаздывать нельзя, иначе моей команде пришлось бы ждать, и она потеряла бы очки). Поэтому решил - пойду на ту олимпиаду, которая начинается раньше. На самом деле раньше начиналась физика. Но кто-то перепутал время. Так я оказался на городской олимпиаде школьников по химии. Потом пришлось ехать и на всероссийскую, где взял диплом третьей степени".
После этого Ваню пригласили побороться за право учиться в химическом лицее N1303. Но дата вступительного экзамена по химии опять совпала с турниром по шахматам. Последний показался Ивану важнее. Однако случилось так, что из-за нелепой ошибки Иван проиграл в 15 ходов. Так... освободилось время на вступительный экзамен. И, несмотря на то что будущий лицеист опоздал на испытание по химии на целый час и даже не взял с собой калькулятора, он все равно поступил на дневное отделение. Тогда же созрело решение оставить профессиональные шахматы.
В десятом классе Иван начал заниматься исследовательской работой под руководством кандидата химических наук Ф. Тоукача - выяснять строение ранее неизученных антигенов бактерий (в будущем это путь к разработке сывороток и лекарств), о чем написал статью в престижном научном журнале Carbohydrate Research, - редкому ученому удается выпустить статью раньше, чем он закончит вуз. Его пригласили на всемирный конкурс научно-исследовательских работ Intel ISEF в США. Каждому школьнику должны были отрядить переводчика из местных жителей. Но с русским языком у Ваниного "транслятора"-непрофессионала были проблемы: "И мне пришлось в течение 12 часов доказывать жюри, что моя работа лучшая, на английском языке, который знал очень примерно (в школе изучал немецкий). После такого умопомрачительного опыта с English у меня больше нет проблем". С конкурса он привез первый приз Американского химического общества и второе место в категории "Химия", а также впечатления от личного общения с американскими учеными.
Завоеванная этим летом серебряная медаль на Всемирной олимпиаде школьников по химии в Германии позволила Ивану Бушмаринову без экзаменов поступить в РХТУ им. Менделеева, куда он и отправится первого сентября. Ваня намерен заниматься фундаментальной наукой. И надеется, что его мозги окажутся востребованы не только за границей (куда уезжать не хочет), но и в Москве. Прощаясь с Ваней, взяла с него обещание: если станет очередным нобелевским лауреатом от России, первым делом даст мне интервью.