Примерное время чтения: 5 минут
58

Кто не станет доктором наук?

Виновные в успешной защите некачественных диссертаций должны нести ответственность.

О ТОМ, каким образом будет повышаться качество диссертационных работ, рассказывает председатель Экспертного совета Высшей аттестационной комиссии (ВАК) по педагогике и психологии академик Российской академии образования Давид ФЕЛЬДШТЕЙН.

- Давид Иосифович, объясните парадокс: отсутствие четкого научного ориентирования системы образования при резком увеличении числа защит диссертаций в данных сферах.

- В последние годы действительно имеет место рост количества защищаемых диссертаций по педагогике. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, стремление к познанию мира и самого себя составляет характерную черту человека. Те, кто занимается наукой, обретают большие возможности для самовыражения и самоутверждения. Во-вторых, появились объективные причины для увеличения интереса педагогов-практиков к научной деятельности. Это связано и с расширением информационного пространства в том числе. И наконец, несмотря на слабое материальное обеспечение, научная сфера деятельности вызывает большое уважение людей. В то же время многие педагогические и психологические исследования страдают эклектикой, иррационализмом, неумением высказать свою позицию. Не редкость - отсутствие не только ответственности за свой научный труд, но и понимания научной деятельности. Например, простой сбор большого материала преподносится не как лаборантский, а как исследовательский труд. В том, что выбор и утверждение темы немалого числа диссертаций носит неактуальный, случайный характер, - серьезная вина не только соискателя, но и кафедр, ученых советов вузов, НИИ.

Я не снимаю вины и с Экспертного совета ВАК. Мы все еще недостаточно четко выполняем требования положения о присвоении ученых степеней. Там однозначно указано, что докторская диссертация должна решать крупную научную проблему, открывать новое направление в науке. Имя нового доктора наук, как правило, должно быть знакомо научному миру по его многочисленным трудам или этот исследователь должен совершить действительно научное открытие.

- Указание консультанта на титуле докторского автореферата - это своеобразная защита?

- Это еще один парадокс, с которым пора прощаться. Если докторская работа - самостоятельный научный труд, если его автор открыл новое направление в науке, то негоже ему выставлять в виде какого-то щита еще и фамилию другого ученого.

- В бюллетенях ВАК можно найти удивительные названия докторских диссертаций. Например, "Образование как средообусловливающее пространство здорового образа жизни субъектов педагогического процесса" (Магнитогорский ГУ) или "Развитие региональной психологии - на примере Тверского края" (Ставропольский ГУ). Неужели эксперты рассматривают подобные работы?

- Откровенно говоря, нам, экспертам ВАК, часто бывает стыдно за попытки представления скороспелых работ, дискредитирующих психолого-педагогическую науку. Но это не вина Экспертного совета ВАК: мы обязаны рассматривать любую работу, представленную диссертационным советом. И разумеется, основное внимание уделять не названию, а сущности научного труда. В качестве профилактики подобных безграмотных названий президиум ВАК поручил РАО совместно с РАН и ведущими профильными вузами страны создать специальный Консультационный психолого-педагогический совет. Он призван оказывать помощь соискателям в формулировке темы исследования. Ректорам вузов и директорам НИИ рекомендуется утверждать тематику намечаемых исследований только после одобрения ее данным советом.

- Правда, что виновные в защите некачественных диссертаций будут отстраняться от этой важнейшей сферы деятельности?

- Недавно на расширенном заседании ВАК Минобрнауки РФ были высказаны справедливые предложения: более решительно закрывать те диссертационные советы, которые допускают прохождение некачественной диссертации; лишать права выступать в дальнейшем оппонентами тех докторов наук, профессоров, которые неоднократно давали положительные отзывы на явно слабые работы; утвердить перечень вузов и НИИ, имеющих право выступать ведущими организациями по защите докторских диссертаций.

- Вы признанный авторитет в мире образования. Какие направления развития психолого-педагогических знаний считаете сегодня наиболее важными?

- В рамках одного интервью сложно дать полный ответ. Если коротко, то в первую очередь нужно выяснить и прописать "норму" психического, психофизиологического и личностного развития современного человека. Установить, в какой степени сохранились базовые установки, психические новообразования, присущие отдельным возрастам, как характеристики этих возрастов соотносятся с теми особенностями, которые приобретаются в сегодняшней ситуации. Следует организовать интенсивный поиск новых критериев "взросления" растущих людей. Научное обоснование системы образования приобретает исключительную значимость. Это относится и к построению активно развивающих моделей обучения, и к разработке психолого-педагогических основ воспитания. Предстоит определить психолого-педагогические возможности сочетания углубляющегося информационного прессинга и организованной системы образования, раскрыв условия выработки у школьников и студентов избирательного отношения к информации, умения ее ранжировать. Очень важной является работа по определению социальных механизмов поддержания психического и физического здоровья людей при поиске методов реабилитации тех, кто испытал ужасы различных катастроф. Круг важнейших педагогических и психологических проблем, разумеется, значительно шире.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно