Летом большинство москвичей средних лет превращается в туристов. Но, куда бы ни лежал путь, первое, что попадается на глаза многим из нас, - это аэропорты.
ПОМНЮ, какое впечатление произвел на меня аэропорт "Шарль де Голль" в Париже. Прозрачный, светлый, с правильной планировкой: от терминала по переходам можно было попасть не только к магазинам или самолетам, но и в зал внутренних вылетов. (Наше "Шереметьево" этим похвастаться не может и сейчас: "Ш-2" и "Ш-1" связаны между собой лишь предприимчивыми таксистами.) Но аэропорт не был таким, каких больше нигде нет. Я поняла это позже в Лейпциге, когда попала в выставочный центр. Здание с залами-переходами для книжных ярмарок (к слову, не менее масштабных, чем во Франкфурте-на-Майне) во многом напоминало "Шарль де Голль".
Зданию аэропорта не нужно быть красивым
МОЖЕТ быть, аэропорты и не должны быть неповторимыми или оригинальными? Ведь, в конце концов, если прилет пришелся на позднее время суток или дальше путь лежит на нижний уровень - к платформе поезда, шанс увидеть все здание и не представится. В памяти останется лишь то, как было удобно-неудобно получать багаж, сколько времени пришлось провести в поисках кофейни или ресторана и чем кроме посещения магазинов можно было занять себя в качестве транзитного пассажира. А оригинальность архитектурной мысли все-таки прославила "Шарль де Голль". Один из терминалов (огромная бетонная труба без внутренних поддерживающих колонн), не проработав и года, рухнул на головы приехавших во Францию туристов. Причина обрушения - оригинальная архитектура, стоившая 750 млн. евро.
Хотя в мире есть уникальный и неповторимый аэропорт - "Кансай" (Осака, Япония). Его спроектировал знаменитый Ренцо Пьяно (центр Помпиду в Париже). Трехэтажное здание, похожее на огромную черепаху, расположено на искусственном острове. Оно - самое длинное в мире. 1,8 км можно пройти насквозь, и ничто этому не помешает (см. фото 1). Кстати, буквально перед сдачей аэропорта в 1994 г. неподалеку (всего в 30 км) случилось землетрясение силой в 7,2 балла. Здание устояло, даже не потрескавшись. Аэропорт в Рейкьявике (см. фото 3) не такой известный, но ему есть чем выделиться на общем фоне. Сегодня повсеместно принято строить из стекла и бетона, а в столице холодной Исландии для отделки здания, очень экологичного на вид, использовали много дерева. Кстати, на архитектуре можно зарабатывать, что и планируют делать власти аэропорта "Дж. Ф. Кеннеди" в Нью-Йорке. Когда рядом со старым зданием - памятником архитектуры ХХ века - достроят новый современный терминал, по старому будут водить экскурсии.
Но вернемся к содержанию зданий, откуда улетают и куда прилетают ежедневно миллионы людей. Аэропорт Франкфурта-на-Майне, по количеству перевозимых пассажиров занимающий второе место в Европе после лондонского "Хитроу", предлагает туристам все удобства - от душевых и культовых помещений (для протестантов, католиков, мусульман и иудеев) до клиник с услугами стоматолога и баров с дискотеками. А терминалы связаны между собой железной дорогой. Она не такая скоростная, как, например, в аэропорту "Куала-Лумпур" в Малайзии, но от одного входа до другого можно добраться за несколько минут. На амстердамском аэровокзале "Схипхол" есть художественные галереи - как альтернатива магазинам и бутикам. Но по уровню сервиса переплюнул всех аэропорт "Индира Ганди" в Дели (Индия). Там 11 января этого года по всем телевизорам здания можно было смотреть... порнофильм. Позже представители аэропорта объяснили, что демонстрировали ролик в рамках борьбы со СПИДом. Но неофициальные источники рассказывали про сотрудников, которые частенько баловали себя таким кино, а в этот раз случайно вывели его на публичные мониторы.
А что у нас?
У СТОЛИЦЫ в настоящее время нет ни одного аэропорта, который было бы не стыдно продемонстрировать туристам. "Шереметьево-2", построенный к Олимпиаде-80, с виду напоминает сарай. Он постепенно сдает свои позиции аэропорту "Домодедово", который, реконструируясь, переманивает пассажиров, получая вместе с ними... и проблемы "Шереметьева". Конечно, такого, как в аэропорту нигерийского города Порт-Харкорт, где самолеты на взлетно-посадочной полосе периодически врезаются в коров, у нас не бывает. Зато всегда есть часовые очереди на регистрацию и нехватка персонала. Но "Домодедово" тем не менее продолжает расширяться: к осени планирует ввести услугу fast track (быстрый проход, в "Шереметьеве-2" действует с 2001 г.). Кардинально же ситуация изменится с реконструкцией "Внукова", где весной заработал новый терминал (см. фото 2). Снаружи он выглядит вполне современно, потому что построен из стекла и легких сплавов. Но реконструкция продлится несколько лет. И если "начинкой" в виде магазинов и ресторанов удивить трудно, то от инфраструктуры дух захватывает. От ст. м. "Юго-Западная" до аэропорта протянется линия легкого метро, для удобства автомобилистов намечено строительство транспортной развязки на Киевском шоссе, а Боровское шоссе в некоторых местах планируется расширить до трех полос в обоих направлениях.
Юрий Лужков на открытии терминала во "Внукове" сказал, что, посещая наши аэровокзалы, он испытывает стыд от того, что видит. Отсутствие аэропорта уровня "Хитроу" или "Дж. Ф. Кеннеди" снижает имидж страны (как минимум Москвы) и сдерживает развитие экономических связей. Но высокого класса аэропорт у нас будет не только для красоты. А для того, чтобы занять пока вакантное место транзитного узла между Европой и Юго-Восточной Азией.
Смотрите также: