У новых богатых появились новые игрушки - яхты. Дорогие машины успели надоесть, поэтому теперь стало модным кататься на роскошных судах. Только "ездят" они на них так же, как и на дорогах. По своим правилам: кто круче?
Я сын, а ты - кто?
КРАСИВЕЙШИЕ водохранилища Подмосковья Пироговское, Пестовское, Истринское становятся закрытой для обычных людей зоной. Здесь отдыхают либо те, кто купил дома от 2 млн. долл. на берегу, либо те, кто приезжает в элитные закрытые яхт- и гольф-клубы. Особенно остро это чувствуешь, проплывая по Пироговскому водохранилищу - кругом роскошные особняки, а мимо "курсируют" миллионы долларов: гидробайки по 10 тыс. долл., легкие парусники по 50-150 тыс. долл., скоростные моторные яхты по 300 тыс. евро. "Наибольшей популярностью у предпринимателей и чиновников пользуются именно спортивные яхты, - говорит зам. нач. Госинспекции по маломерным судам Сергей Марк, с которым я напросилась в рейд. - За одну поездку от Пестовского до Клязьминского водохранилища можно насчитать несколько десятков скоростных яхт". Говорят, что на одной из них, практически по головам купающихся здесь же людей, гоняет со скоростью выше 120 км/ч сын одного из столичных чиновников. За огромным забором стоит его особняк, и молодой человек чувствует себя вполне вольготно: "Какие правила?! Вы знаете, чей я сын?!!". Выезжаем на Клязьминское водохранилище - в ряд стоят несколько домиков с собственным причалом. Чуть дальше - закрытый клуб, где 1 час "парковки" стоит 200 долл. Переезжаем на Пестовское водохранилище - прямо у "входа" автономный элитный поселок с кинотеатрами, детсадами и школой. Цена за 12 соток - 600 тыс. долл.
Штраф ценой в два коктейля
МИМО нас просвистела моторная яхта (примерная стоимость - 150 тыс. евро): за рулем - хозяин, рядом друг и двое маленьких детей. Яхта без регистрационных номеров, вся компания - даже дети - без спасжилетов. Инспектор дает знак остановиться. Владелец не спеша пришвартовался к кафе-причалу: "Да успокойся ты! Есть у меня документы, и штраф сам тебе на базу привезу. А сейчас дай с семьей спокойно в кафе посидеть". Заплатить штраф для нарушителя не проблема. 1,5 тыс. руб. - столько же стоят в кафе... два коктейля.
Сейчас в Подмосковье зарегистрировано 23 тыс. маломерных судов, по оценкам самих инспекторов, эта цифра составляет едва половину от реального количества яхт, катеров и лодок. Только 60% судов прошли техосмотр, и всего 40% владельцев имеют право управлять машиной. По самым скромным подсчетам, порядка 3,5 тыс. человек рулят мощными машинами в несколько сотен лошадиных сил и не имеют ни малейшего представления о правилах вождения на воде.
Яхтсмены на скорости более 120 км/ч проходят вдоль пляжа, 20-летние пацаны гоняют по каналу им. Москвы, "подрезая" пассажирские теплоходы и баржи. Предприимчивые дельцы организуют прокат гидроциклов прямо в центре пляжа, и молодежь под громкие выкрики гоняет на "сайклах" практически по головам людей. С начала купального сезона уже произошло несколько несчастных случаев. В прошлом месяце, например, катер врезался в "Ракету", один человек погиб. Жертвами собственной глупости едва не стали две молодые барышни, оседлавшие гидробайки, - топливо у машины закончилось прямо около плотины. Если бы не помощь спасателей, неизвестно, куда могла бы завести девушек водная прогулка.
"А что делается на водоемах ночью! - говорит Сергей Марк. - Каждый второй за штурвалом едва держится на ногах. Рестораны на воде работают круглые сутки. "Капитаны" проводят там несколько часов, а потом отплывают. Многие садятся на мель и замечают это только утром, когда проснутся. Задерживать их бессмысленно. По закону инспектор должен отогнать судно на штрафстоянку, а она на область всего одна. А как быть с экспертизой? До ближайшей поликлиники на катере ведь не доплывешь... Есть и еще одна проблема - большинство дорогих яхт оснащены не только кухней и ванной, но и туалетом. Но на водохранилищах Московской области нет ни одного фекального сборника, и "капитаны" со спокойной душой спускают нечистоты в воду, где по выходным плескается добрая половина столицы и области".