ПЕШЕХОДАМ-ЛЮБИТЕЛЯМ в Москве раздолье. Есть где пошаркать ножками по брусчатке. Только в центре столицы мы с главным архитектором города Александром Кузьминым насчитали 6 пешеходных зон.
Перво-наперво Красная площадь со всеми прилегающими территориями и вытекающими последствиями. Ветер, негде присесть с мыслями о Ленине и о вечном. Самая популярная в народе зона - Старый Арбат. В движущейся толпе чувствуешь себя демонстрантом, после часовой прогулки одни матрешки в глазах. В Лаврушинском переулке гораздо спокойнее. Если верить главному архитектору, этот "оазис" скоро продлят до Репинского сквера. Пешеходный Столешников переулок больше похож на проходной двор. Гулять между супердорогими бутиками народу не интересно. Брусчатка здесь такая, что по корявости напоминает горную тропу. Поэтому на каблуках лучше не соваться. По сравнению со всеми вышеперечисленными Камергерский переулок можно считать эталоном столичных пешеходных зон. Оптимальная длина и ширина, пунктиром на всем протяжении - скамейки. Устал - присел, заодно можно Пушкина на столбах почитать.
Отцы города сами по таким местам не гуляют, но для народа расстарались и недавно открыли еще одну - в Третьяковском проезде (между ул. Никольской и Театральным проездом). Не зону, а так, "зонку". Размером 10 м на 50. Но со всеми атрибутами настоящей. Не пешеходной, а той, что на... Колыме. Для пущего сходства сразу после обрезания ленточки это место огородили. Скромную табличку (ту, что на снимке) нарисовали. А на охране решили не экономить. Каменный первопечатник Федоров, что в двух шагах, не в счет. Он, конечно, издалека может сойти за охранника на вышке, но все время отвлекается, читает "свежие гранки". В помощь ему выделили еще троих. Настоящих, которые при приближении мирного пешехода озвучивают запретительный плакат. Меня тоже поначалу не пускали. Хорошо, что у нас редакционное удостоверение красного цвета. Подействовало. Разрешили пройтись по запретному пятачку. Тот, что громче всех объяснял, почему нельзя пройти, уборщиком оказался. Зачем уборщик при стерильной чистоте, я не сразу догадалась. (Пешеходы не топчут, ни хвойных, ни лиственных деревьев до самого Политехнического музея не растет.) Позже заметила: один из охранников курит. Значит, совок и метелка парню пригодятся за курящим товарищем окурки и пепел собирать.
Так и гуляем: восемь фонарных столбов, три охранника, уборщик и я. Пять минут - вечность. Добровольно в такие места не ходят. Но у меня редакционное задание - все равно что приговор.
На "волю" выскочила, как по амнистии - в смятении чувств. Что за абсурд? Я сама на церемонии открытия присутствовала в прошлом году. Префект ЦАО г-н Дегтев прояснил ситуацию: "Ошибки нет. Да, однажды эту зону уже открывали. В апреле откроют повторно вместе с магазинами, которые расположены здесь же". А потом опять закроют, чтобы было что опять торжественно открывать?..