Этнические преступные группировки и сообщества орудовали в Москве ещё во времена СССР. Есть они и сейчас, только состав их изменился.
Дети "в законе"
"В СТОЛИЦУ потоком стекаются желающие заработать, - рассказывает Игорь Цирульников, пресс-секретарь Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) ГУВД г. Москвы. - Здесь сконцентрированы огромные денежные средства, здесь наиболее высокий уровень жизни. Поэтому легко сколачиваются преступные группировки или сообщества, которыми, как правило, руководят криминальные авторитеты. По нашим данным, в Московском регионе постоянно проживает около 60 воров в законе. Славян среди них остался десяток. В основном "рулят" выходцы из Грузии". Например, удалось задержать серьёзную фигуру московского криминального мира - вора в законе Романа Ломтадзе по кличке Рома или Мусуса. Группировка примерно из 30 чел., которой он руководил, занималась в основном квартирными кражами. А неделю назад часть воров в законе собралась на сходку на Олимпийском проспекте. Скорее всего, они поняли, что обостряются отношения между Грузией и Россией, и решали, как жить дальше. Все участники сходки были задержаны. Все имеют российское гражданство. Интересно, насколько законно они это гражданство получили?
Милиционеры столкнулись и с новым явлением - передачей по наследству титула вора в законе. Это нововведение пришло в Россию с Кавказа. Так, недавно в столице был выявлен 19-летний вор в законе!
Этнические преступные группировки имеют узкую специализацию. Абхазские и грузинские ОПГ занимаются кражами из квартир и автомашин ("домушники" и "борсеточники") и разбоями. Действуют вахтовым методом - банда приезжает в Москву на несколько месяцев и, собрав некую сумму, уезжает обратно на родину. И, хотя в настоящее время Абхазия и Грузия находятся в состоянии холодной войны, преступники прекрасно договариваются между собой и организуют смешанные сообщества.
Иерархия добралась до стройки
ЧЕЧЕНЦЫ и ингуши чаще всего "трудятся" на ниве банковских махинаций, вымогательстве и похищениях. И хотя воровством людей грешат и другие этнические ОПГ, именно чеченцы поставили этот бизнес на широкую ногу. Сейчас благодаря усилиям правоохранительных органов вал этих преступлений пошёл на спад. Но тем не менее в Москве в 2005 г. было похищено около сотни человек. Банковскими аферами чеченцы начали заниматься ещё в начале 90-х и при помощи фальшивых авизо украли у государства много миллионов долларов. Одной из версий убийства первого зампреда Центробанка Андрея Козлова считается именно чеченский след. Ведь чиновник пытался не только возобновить старые уголовные дела, но и найти соучастников бандитов в банковской сфере. Во времена "свободной Ичкерии" любой работающий в Москве чеченский бизнесмен каждый месяц отправлял на родину часть своего дохода. Как несложно догадаться, эти деньги шли на финансирование боевиков. Вероятнее всего, эта система работает и сейчас, но в меньших масштабах. Не брезгуют чечено-ингушские ОПГ воровством автомобилей и торговлей оружием, привезённым из горячих точек.
Азербайджанские ОПГ держатся в тени и занимаются в основном "крышеванием" своих соотечественников, торгующих на рынках. Таджики и другие среднеазиатские народности организовали в столицу трафик наркотиков. С каждым годом этот поток усиливается. Если применить обычную статистику, которая показывает, что правоохранительным органам удаётся выявить не более 10-15% наркопоставок, выходит, что поставки в Москву и транзит через столицу России в Европу героина составляет десятки тонн. Это сравнительно новый для нашей страны бизнес. В советские времена он имел гораздо меньшие размеры.
На подмосковном строительном рынке выстроилась новая этническая иерархия: самую чёрную работу выполняют выходцы из Таджикистана и Узбекистана, которые подчиняются молдаванам, а те, в свою очередь, выполняют требования украинских и русских "бугров". Но сложнее всего, по словам милиционеров, работать с китайскими и вьетнамскими преступными группировками. Традиционно представители этих национальностей не выносят сор из избы и обращаются к слугам закона лишь в крайних случаях. Поэтому внутри диаспор процветают рэкет, проституция, наркоторговля. До последнего времени всё это было "только для своих", но недавно выявили попытки сбыть наркотики россиянам. Значит, эти группировки тоже трансформируются.