Управление ЗАГС Москвы с гордостью объявило: только за первое полугодие 2007 г. москвичи заключили браков на 3,5 тыс. больше, чем в прошлом году.
ВТОРОЕ полугодие, судя по всему, окажется ещё более результативным. Июльская истерика и очереди в загсы уже отошли, но осень, традиционное время свадеб, только начинается. Можно вздохнуть и сказать: "Ну наконец-то москвичи одумались и вернулись к семейным ценностям". Победа? Но если сравнить количество браков и разводов, то ситуация радужной не покажется. Так считает юрист и психолог семейной консультации Михаил ЛАБКОВСКИЙ.
- ВРЕМЯ для фанфар ещё не пришло. Для Москвы с её более чем десятимиллионным населением счёт на тысячи выглядит мелковато. Но даже если завтра мы станем свидетелями резкого скачка, останется ряд очень важных вопросов. И первый - МОТИВАЦИЯ вступления в брак. Ведь как дело происходит в деревне или небольшом городе? По накатанной - родился-учился-отслужил в армии-женился-появились дети. И это на фоне более-менее стабильной общины, где все друг друга знают и связаны чуть ли не родственными отношениями. Скажем, если ты в определённый срок не женился, твой статус упадёт. Какой-никакой общественный контроль, укрепляющий институт брака. В Москве мотивации принципиально иные. Одна из основных причин вступления в брак - элементарное ВЫЖИВАНИЕ, поскольку вдвоём это сделать легче, чем порознь. Так что ничего удивительного в росте количества столичных браков я не вижу - это всего-навсего реакция на условия, которые выставляет мегаполис.
- Но, если причина только в том, что "вместе немного теплей", с какой стати идти в загс? Жили бы так...
- Это как посмотреть. Для многих работодателей штамп в паспорте равен рекомендации "благонадёжен, можно доверять", семейному человеку охотнее предоставят кредит, а это важнейшие условия выживания. Но практика показывает, что гораздо больше людей предпочитают именно "жить так". Недаром появилось большое количество семей без регистрации, гостевых или пробных браков (см. схему). К сожалению, это не способствует укреплению семьи. Более того - институт брака сейчас переживает в Москве острый кризис.
- Где же здесь кризис: люди заводят семьи, пусть даже и без регистрации. Значит, всё не так плохо.
- Юридически есть только одна форма брака, которая включает в себя совместное проживание, совместное хозяйство, супружеские отношения. И всё это должно быть официально зафиксировано. Если хотя бы одно из этих условий не соблюдается, брак НЕПОЛНОЦЕНЕН. А увеличение количества неполноценных браков ставит под вопрос существование нормального. Это характерно для любого мегаполиса, в том числе и Москвы. Брак и семья предполагают ответственность, а в мегаполисе, повторю, человек предоставлен сам себе, неподконтролен никому.
- Неужели даже столичные мусульманские общины с их традиционным браком подвержены этому кризису?
- Ещё как! Объективно мегаполис - поле столкновения и взаимной деформации разных традиций. Москва - тем более. ЭТО ГОРОД ДЛЯ ЗАРАБАТЫВАНИЯ ДЕНЕГ. И, будь ты хоть трижды мусульманином, но придётся смириться, что жена отправится работать, иначе не выживешь. Нарушаются вековые устои - женщина тоже, оказывается, может приносить деньги в семью. Значит, рано или поздно она обретёт хоть какую-то независимость. Так что Москва постоянно находится в процессе создания новых форм брачных отношений, ломая старые. Но свою специфически московскую традицию она создать не сможет. Процесс идёт слишком быстро, новые формы не успевают утвердиться. А что касается кризиса, приведу такую цифру: в целом по России распадается каждая четвёртая семья, а в Москве - каждая вторая. Причём вина ложится на мужиков: среди причин расторжения брака лидирует алкоголизм, второе место занимает денежная проблема. Основные претензии, как водится, - муж инфантильный, мало зарабатывает, не может обеспечить материальную базу. Но есть и обратные примеры - муж зарабатывает слишком много, покупает новую квартиру, машину и в результате задумывается о новой... жене. Этакая воронка потребления.
- Что может остановить кризис?
- Универсального рецепта нет. Скажем, в США после почти двух десятилетий глубокого кризиса семьи и брака, всех этих сексуальных революций и времени свободной любви, на рубеже 80-х наступило внезапное отрезвление. Причина - СПИД и спидофобия. Американцы скоренько вернулись к протестантским семейным ценностям.
- Может, и москвичей как следует напугать?
- Шутите? С нашими этот номер не пройдёт. Русский человек не боится ни Бога, ни чёрта, ни, как выяснилось, СПИДа. Единственное, чего он хоть как-то опасается, - так это государства. В советские времена человека прорабатывали на собраниях в стиле фильма "Бриллиантовая рука": "Позор пьянице и дебоширу Семён Семёнычу Горбункову!" Как ни странно, было эффективно. Но здесь необходима стабильность самого государства. Сколько ни смейся над формулировкой "семья - ячейка общества", но она верна. Не может быть стабильной семьи в нестабильном государстве. Вот отличный пример: пик разводов пришёлся на времена перестройки и распада СССР, следующий пик - на августовский дефолт 1998 года.
- Но сейчас появились нацпроекты...
- Если имеются в виду пресловутые 250 тыс. руб. к рождению второго ребёнка, то я вас разочарую. Не поможет. Прежде всего нужно контролировать работодателей, которые могут себе позволить вышвырнуть с работы ушедшую в декретный отпуск женщину. Нужно строить детские сады и школы, давать налоговые льготы молодым семьям. Необходима внятная программа, а не та фикция, которую называют нацпроектами. Кризис брака и семьи будет углубляться, и, если государство не найдёт адекватного ответа, случится катастрофа. Здесь годятся любые меры - и кнут, и пряник. Например, в Европе кризис брака смогли преодолеть законодательно - вы даже не представляете, сколько юридических рогаток стоит на пути у желающих развестись, как строго там с алиментами, которые взыскиваются не только в пользу детей, но и в пользу бывшей супруги. Брак - прежде всего уважение и подчинение закону. А у нас с этим большие проблемы.
Наталья БУРМИСТРОВА, зам. начальника Дворца бракосочетания N 1:
- СВАДЕБНЫЕ традиции за последние годы сильно изменились. Пупсиков и кукол на капот больше не сажают. Зато въезд и выезд кортежа сопровождаются душераздирающим воем клаксонов и сирен. Голубей теперь выпускают не только на Воробьёвых горах, но и на ступенях загсов. Там же взрывают петарды и шутихи. Новобрачные и гости не понимают смысла многих обрядов. Посыпание жениха и невесты рисом, зерном и цветами должно производиться только дома, как пожелание процветания семейному очагу. А у нас зерном забрасывают загсы. А нелепое гусарство с разбиванием бокалов? Дома, только дома, и не бокалы, а тарелки. И невесту нужно ВНОСИТЬ домой, а не ВЫНОСИТЬ из загса, как теперь повадились. Кто-то ориентируется на западный кинематограф: бросания букетиков невесты, Свадебный хор из Вагнера вместо Марша Мендельсона. Пытаются даже копировать западный обычай, когда отец невесты подводит её к алтарю. Но в загсе никаких алтарей нет, и выглядит это смешно. Кинофильмы влияют даже на мусульман - многие сдаются и позволяют невестам декольтированное платье. Правда, под платьем должна быть водолазка с высоким воротом.