В последние дни среди азербайджанцев, проживающих в Москве, циркулируют упорные слухи о том, что президент Азербайджана Гейдар Алиев либо умер, либо находится в тяжелейшем состоянии.
ПОД этими слухами, возможно, есть определенные основания. Гейдар Алиев вылетел в августе с. г. в Нью-Йорк для участия в юбилейной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В ходе выступления на торжественном заседании ему стало плохо, и он был вынужден прервать его. С тех пор Гейдар Алиев все еще находится в США. Известно, что президент Азербайджана перенес несколько инфарктов и несколько лет тому назад там же, в США, ему сделали операцию коронарного шунтирования. По официальным данным, Гейдару Алиеву исполнилось 77 лет, однако известно, что во время Великой Отечественной войны Алиев сумел, подделав документы, уменьшить свой возраст на два года и избежать, таким образом, призыва на фронт. Впоследствии он поступил на работу в органы НКВД.
Благодаря умеренному образу жизни, которого Алиев придерживался всю жизнь, он сумел сохранить крепкое здоровье. Однако многочисленные стрессовые ситуации, которые ему не раз приходилось переносить за долгие годы руководящей работы, отрицательно сказались на его сердечно-сосудистой системе. А в последнее время в плохом состоянии находятся и легкие президента.
Все девять лет после развала СССР руководство Азербайджана дрейфовало в сторону Запада. Госаппарат, армия и спецслужбы давно уже находятся под пристальным контролем турецких, израильских, американских советников. Страна подготовилась к нефтяному буму, но он почему-то не наступает. Точнее, он наступил для небольшой кучки правительственных чиновников, абсолютное большинство которых, как и сам Алиев, родом из Нахичевани и принадлежит клану Алиевых. По данным международной организации "Транпэранси Интернэшнл", из девяноста обследованных стран Азербайджан по уровню коррупции занимает четвертое место, "опередив" только Украину, Югославию и Нигерию.
Неправедные доходы широким потоком текут в карманы правительственных чиновников Азербайджана, а его население ногами голосует за союз с Россией: около трети граждан этой республики проживает в настоящее время в России, спасаясь здесь от голода, нищеты и беззакония. Тем не менее политические и экономические отношения с Россией находятся где-то у точки замерзания, и многие в республике винят в этом лично президента. Несмотря на регулярные чистки, в Баку все еще много чиновников, стремящихся к улучшению отношений с Москвой.
О том, что Алиеву плохо, косвенно свидетельствует факт выдачи лиц, обвиняемых во взрывах домов, совершенных год назад на юге России. По сведениям, дагестанцев, подозреваемых в этих терактах, азербайджанская милиция отыскала уже давно, но возвращают только сейчас, когда президента Алиева нет на работе. Возможно, таким образом пророссийски настроенные бакинские чиновники потихоньку начинают обратный дрейф в сторону Москвы.
Чем бы ни закончилось лечение Алиева в США, трудно сказать, что станет с Азербайджаном, когда Гейдар Алиевич уйдет из политической жизни. Его сын Ильхам, которого папа назначил вице-президентом государственной нефтяной компании, слывет человеком, склонным больше к развлечениям, нежели к серьезной государственной работе. Около двух лет назад он проиграл в одном из турецких казино астрономическую сумму в один миллион долларов. И хотя в местной печати об этом феноменальном проигрыше не сообщалось, в Азербайджане о нем знают все.
Пока в республике вроде бы все тихо и спокойно, но это спокойствие обманчиво. В Иранском Азербайджане, где проживает в три раза больше азербайджанцев, чем в самой Республике Азербайджан, своего часа ждет армия под командованием Махира Джавадова, бежавшего из Баку в Иран после убийства его брата - командира бакинского ОМОНа Ровшана Джавадова. В Москве по-прежнему проживает незаконно свергнутый президент Аяз Муталибов, а в Нью-Йорке - бывший председатель Народного Собрания Гасан Кулиев, громко критикующий Алиева. Это - реальная оппозиция нынешнему режиму Алиева и его сыну, если он попытается занять престол отца.
Каким будет переход власти к новому правителю - мирным или кровавым - покажет будущее. Но в любом случае Азербайджан живет накануне серьезных политических перемен.