ТАТЬЯНА Тарасова воспитала целую плеяду "золотых" фигуристов: Ирину Роднину и Александра Зайцева, Наталью Бестемьянову и Андрея Букина, Екатерину Гордееву и Сергея Гринькова, Илью Кулика и Алексея Ягудина. И это далеко не полный список. Травма помешала ей самой стать на пьедестал почета, но за нее это делали и делают ее ученики.
На попечении
- ТАНЬКА, перестань Бобика дразнить, я папе скажу!
- Я его кормлю! И мне бабушка разрешила...
Тане Тарасовой два с половиной года, огромной русской овчарке Бобику немногим больше. Они с сестрой Галей гостят у бабушки в Тульской области. Таня сидит на корточках перед собакой и дразнит ее внушительным куском колбасы. Наконец Бобик не выдерживает и тянется за едой, Таня вместо колбасы подставляет ему лицо, и собака, не успев сообразить, захлопывает челюсть...
Вечером старшая сестра Галя прилежно писала очередное письмо родителям: "У нас все хорошо, ели клубнику, только жалко, что Бобик скусил Таньке кусочек носа".
С тех пор у младшей Тарасовой на всю жизнь остались два небольших шрама - на веке и носу. Но собак она от этого меньше любить не стала.
На льду и немного на уроках
- НУ ЧТО, Танюшка, пойдешь со мной на лед? - легенда советского хоккея Анатолий Тарасов нечасто брал дочь с собой на работу.
- Пойду! А клюшкой дашь помахать?
- Нет. Клюшки - для мальчиков. А ты будешь кататься сама, как полагается хорошим девочкам.
Так в четыре года Тарасова впервые оказалась на льду маленького катка в парке Дзержинского, в шесть лет ее уже перевели на стадион Юных пионеров, поближе к дому. Именно на этом стадионе и пройдет почти половина ее жизни.
А пока Таня каталась в одной группе с Милой Пахомовой, в будущем одной из лучших фигуристок современности, и постоянно боялась, что ее выгонят.
- Ну пожалуйста, ну вы же понимаете, мне надо на тренировку!
- Тебе всегда надо на тренировку! Особенно в учебное время, - классный руководитель уже давно жаждала высказать ученице седьмого "Б" Татьяне Тарасовой все, что она думает по поводу ее бесчисленных прогулов.
- Знаете, если вы отказываетесь отпускать меня на лед, я буду вынуждена уйти из вашей школы, - отчеканила Тарасова.
Уже на следующей неделе она забрала документы и ушла в школу рабочей молодежи, где в то время учились дети из элитных семей Москвы. Там она сразу попала в один класс с ребятами из ансамбля Моисеева и в первый же вечер пошла на их генеральную репетицию в зал имени Чайковского. Постепенно Таня "обросла" огромной компанией актеров, танцовщиков, кинорежиссеров, которые все время сбегали с уроков на спектакли в Большой, на утренние сеансы в кинотеатр "Москва"...
Именно в "Современнике" Татьяна встретила Лешу Самойлова, за которого потом вышла замуж, там же подружилась с Галиной Волчек. Но при этом каждое утро все равно была на катке на стадионе Юных пионеров, где тренировалась, тренировалась, тренировалась...
Вскоре Тарасова в паре с Георгием Проскуриным уже выступала на мировых и европейских первенствах. Когда ей исполнилось 19 лет, их отправили на Универсиаду в итальянский город Турин. И там во время проката произвольной программы Тарасова сломала плечо. На этом карьера фигуристки для нее закончилась. Тогда-то исчезла фигуристка Танечка и появилась Татьяна Анатольевна Тарасова - великий тренер, не имеющий себе равных за всю историю мирового фигурного катания.
А ведь сначала она хотела танцевать или, на худой конец, стать балетмейстером. Но бывший партнер Саша Тихомиров слезно попросил помочь: он хотел кататься, а тренировать было некому. У Тарасовой сразу организовалась группа, куда попали маленькие Моисеева и Миненков, тогда одиннадцатилетние. Многие ученики были старше Татьяны, но она работала как сумасшедшая, и это всегда внушало уважение. Знакомые рассказывали, что иногда ее указания фигуристам были слышны аж на стадионе "Динамо", в то время как тренировки шли все на том же стадионе Юных пионеров, который находился за два километра по Ленинградскому шоссе.
На утренней росе
- ДАВАЙ просыпайся, уже шесть часов, а то опоздаем на магический сеанс бабки Прасковьи! - подруга Марина Неелова в первый раз будила Татьяну столь ранним звонком.
Та вскочила моментально, как будто и не ложилась накануне в два ночи. И было куда торопиться - на днях Тарасовой дали адрес милой бабушки, которая чудодейственным образом гадала на утренней росе. Практически не собираясь и прихватив по дороге третью подругу, Лену Матвееву, они полетели на самую окраину Москвы.
Старушка поговорила с Леной, с Мариной, а потом впилась глазами в Татьяну и сказала: "У тебя недавно умер муж, так?"
- Да, два года прошло. Но не надо мне больше ничего говорить. Я не хочу ничего слушать, - всегда смелой Тарасовой вдруг стало необъяснимо страшно.
- Надо дослушать, - бабка не кричала, не пугала, но как будто приказывала. - Ты очень скоро выйдешь замуж за человека, который пляшет и поет. У него профессия на одной ножке.
- Это как, хромой, что ли? - не удержавшись, съязвила Марина Неелова.
- Нет, это у него работа такая: вроде как артист, но не артист. Не тот, что по телевизору выступает, но очень известный. Не бойся, что он роста будет маленького, выходи за него замуж, сразу будешь жить с ним хорошо, он будет тебя понимать.
- Да уж, счастье - это когда тебя понимают... - Татьяна искренне веселилась над предсказанием.
На седьмом небе
ВЫЙДЯ от бабушки, подруги обнаружили, что им решительно некуда девать ближайшие три часа, и решили заехать к Жене Фрадкиной. С порога Тарасова звонко сообщила:
- Женька, представляешь, мы сегодня спали четыре часа, просто с ног валимся!
Вдруг с кухни послышался незнакомый мужской голос:
- Как я вас понимаю!
Татьяна заглянула на кухню и увидела невысокого мужчину в костюме, с очень веселыми глазами.
- А вот и мое счастье, - выдохнула она.
- Знакомься, Тарас, это Владимир Крайнев, известный пианист, про которого я тебе рассказывала, - Женя Фрадкина внимательно наблюдала за обоими. - Вова, это Татьяна Тарасова, самый лучший тренер самых лучших фигуристов в мире!
Тут подоспели Марина с Леной, зашумели, увидев Крайнева, а он сразу спросил:
- Ну, куда вам надо? - И тихо Татьяне: - Я тебя отвезу.
Тарасова честно объяснила, куда ей было надо, но про себя подумала: вот наглость какая, сразу на "ты"!
Через час он повез ее на работу. Когда они ехали через Каменный мост и спускались к "Ударнику", в небе поднялись две радуги, прямо над Кремлем.
- Две радуги, я никогда в жизни такого не видела!
- Говорят, это к большому счастью.
Татьяна Тарасова и Владимир Крайнев поженились через девять дней после знакомства и вот уже двадцать пять лет как совершенно об этом не жалеют.