В аэропорту Стокгольма световое табло в духе традиций советских песенных конкурсов и фестивалей высвечивало надпись: "Приветствуем участников конкурса песни "Евровидение-2000". На 45-й смотр эстрады в столицу Швеции с просветленными лицами слетались делегации из 24 стран Европы. Группа моральной поддержки российской певицы Алсу прибыла туда 10 мая.
КАК и в любом спортивном мероприятии, а "Евровидение" основано на спортивных принципах, представитель страны действительно нуждается в болельщиках. Они с остервенением пулеметчиков машут в телекамеру флажками, истошно вопят и нервно кусают губы, переживая за исполнителя. Именно суровая необходимость болеть за Алсу, представляющую Россию песней американских авторов Solo, загнала в Стокгольм около 60 человек. Среди них были ее музыканты, ведущий программы "Утро" на ОРТ Андрей Малахов, Александр Цекало (как сценограф), Лев Лещенко (как друг семьи), продюсер певицы Валерий Белоцерковский (чтобы было с кого спросить), сотрудники его продюсерской компании "Мегаполь", многочисленные родственники, бойфренд Алсу индус (из Лондона), а также несколько журналистов.
Репетиционный пот и продюсерские нервы
НАДО заметить, что Алсу вела себя как пай-девочка. Никаких развлечений, только работа и интервью. Даже жила она не в роскошном "Гранд-отеле", где поселились папа с мамой, Лев Лещенко и прочие VIP-персоны, а в достаточно простом "Кволити Глобен отель". Пусть комфорта поменьше, зато ближе к залу выступлений.
Как перед серьезными соревнованиями, артисты, обливаясь потом, часами репетировали в пустом зале "Глобен Арена", оттачивая движения и сценическую пластику. После репетиции состоялся "разбор полетов", Белоцерковский был в бешенстве. Он рвал и метал, выказывая крайнюю степень недовольства. Певица неправильно модулировала, танцоры были слишком женственны, телевизионщики выставляли все в невыгодном ракурсе. Короче, все получили по заслугам.
В специально отведенном помещении уже мирно дремали журналисты иных держав. Пребывая в блаженной истоме, заграничные корреспонденты не сразу обратили внимание на коробку с пресс-релизами и СD-синглами российской певицы. Но вскоре западная пресса проснулась и рванула на штурм. Коробку просто разорвали в клочья. За всем происходящим со стороны наблюдал глава российского представительства компании Universal Дэвид Джанг. Может, он думал о том, насколько успешно будут продаваться те семь альбомов Алсу, которые по контракту певица должна выпустить на лейбле Universal.
"Подмосковные вечера" на Стокгольмщине
НА СЛЕДУЮЩИЙ день посольство России в Швеции устроило официальный прием. Только здесь у членов российской делегации появилась возможность основательно познакомиться друг с другом и вкусовыми особенностями шведских напитков "Абсолют" и "Аквавит". Но уже через час разгоряченные души российских людей потянулись к прекрасному. Все сгрудились у рояля, за которым восседал руководитель аккомпанирующего коллектива Алсу Вадим Байков. Лев Валерьянович Лещенко был запевалой в этом нестройном, случайно образовавшемся хоре. Он пел почти так же вдохновенно, как на своих концертах. В основном звучали композиции не из его репертуара, а из народного. "Подмосковные вечера", "Прощай, ничего не обещай" и прочие "боевики". Все, конечно, ждали его знаменитую "Гей, славяне, гей, славяне, москали и киевляне...", поднимающую дух и зовущую на подвиги. Однако она так и не прозвучала в этом импровизированном концерте. На закуску была исполнена минорная песенка Вадима Байкова "У меня нет жены". Но, к сожалению, выяснилось, что слова этой песни знают не все.
Валерий Белоцерковский по-продюсерски был суров и непоколебим. "С этого момента, - пояснял он журналистам, - я запретил Алсу давать интервью". "Вы будете смеяться, - заметил наблюдательный коллега из "Комсомолки", - но в данный момент у Алсу берут интервью".
Музыкальный редактор канала ОРТ Олег Вольнов как никогда был доступен прессе. Из его речей удалось понять, что участие Алсу в "Евровидении" было единогласно одобрено всеми начальниками канала, что папа Алсу хоть и потратился, но все же большую часть расходов по организации поездки и трансляции ОРТ взяло на себя. Еще не все темы были исчерпаны, но нашу познавательную мини-пресс-конференцию скомкал программный директор "Европы плюс" Юрий Аксюта. "Олег, ты обещал папе Алсу сигару, он ее ждет".
Наутро мы принялись изучать местную прессу на предмет подковерных интриг. Скандалов почти не было. Алсу пророчили шестое место, своему шведу Роджеру Поинтеру сулили результат получше. Как настоящий национальный герой
48-летний исполнитель был на обложках почти всех журналов. Писали, что он борется за права диких животных, которые живут в Стокгольме бок о бок с людьми. Но выглядел в своем нелепом костюме викинга шведский Роджер почему-то как индеец. Кстати говоря, и выступил так же нелепо. Так и бывает всегда: чем больше внимания обращает музыкант на имидж, тем хуже у него музыка.
P. S. Все остальные перипетии и коллизии "Евровидения" вы могли наблюдать 13 мая по ОРТ, поэтому не буду утомлять вас подробным их описанием. Засим остаюсь с вами.