Что это - магический предмет или аналог лазера?
Прозрачный горный хрусталь... Древние называли его "горным льдом". Красивый и вместе с тем необычайно твердый горный хрусталь (наука дала ему другое имя - кварц) издавна любили во всех странах.
Египтяне, например, делали из кварца изображение магического "третьего глаза" у мумий. На другом конце земли, в музее мексиканского города Оахака находится целая коллекция кварцевых безделушек: какие-то зубчатые колесики, шпильки... В Британском музее в настоящее время хранится череп, сделанный из горного хрусталя, который нашел в Мексике в 1889 году один из солдат императора Максимилиана. Аналогичный череп находится и в Музее человека в Париже. Но эти два образца, по-своему удивительные, можно считать только грубыми подобиями сенсационной находки 1927 года...
1924 год. Непроходимые джунгли Британского Гондураса на полуострове Юкатан южнее гватемальской провинции Петен. Душный, влажный тропический лес. Край света, забытая Богом глушь. Группа археологов под руководством Ф.А. Митчелла-Хеджеса проводила здесь раскопки древнего города майя.
Для того чтобы облегчить раскопки, нанятая экспедицией группа рабочих подожгла лес на заранее обозначенной территории. Когда дым рассеялся, открылась грандиозная картина: остатки пирамиды, каменные стены, огромный амфитеатр, рассчитанный на тысячи зрителей. Этот древний город Ф.А. Митчелл-Хеджес назвал Лубаатун - Город упавших камней.
Неторопливые и тщательные раскопки шли своим чередом. В конце второго сезона к экспедиции присоединилась дочь Митчелла-Хеджеса - Энн. Именно она и выкопала в апреле 1927 года (в тот день ей как раз исполнилось 17 лет) под рухнувшими со стены на алтарь камнями предмет, ставший подлинной сенсацией.
Это был человеческий череп из полированного кварца! Его вес составлял больше пяти килограммов при весьма приличных размерах - 15 х 20 х 15 см. Нижняя челюсть у черепа отсутствовала, но спустя три месяца отыскалась и она - в семи-восьми метрах от того места, где лежал череп. На значительное время о находке практически забыли.
В 1964 году спустя пять лет после кончины отца Энн передала череп для изучения искусствоведу Ф. Дорланду. Он сделал три гипсовых копии черепа и несколько фотоснимков с использованием микроскопа и специальных насадок. Исследования Ф. Дорланда установили, что череп (морфологические особенности указывают на то, что это женский череп) был изготовлен из целого кристалла кварца. С помощью нити, продетой через тонкие отверстия, нижняя челюсть могла двигаться.
И в чем же тут сенсация? Да в том, что даже по меркам современных технологий такой предмет изготовить очень трудно. В древности же на изготовление и полировку черепа, даже по самым скромным подсчетам, необходимо было бы потратить не менее 300 лет! При этом поверхность не имела ни малейших следов обработки металлическими инструментами и была, по-видимому, отполирована специальной пастой, секрет которой не дошел до нашего времени. Датировать череп практически невозможно: кварц изотопами не проверишь.
Внутри затылочной части черепа Дорланд нашел систему призм и каналов, способных придавать черепу исключительные оптические свойства. Кроме этого они могли служить более равномерной теплопроводности, словно череп предполагалось подвергать какой-то значительной температурной "экзекуции". Благодаря этой мудреной системе череп начинал светиться, если под ними устанавливали внешний источник света. А глазницы при этом испускали бы концентрированные лучи довольно зловещего вида. Сначала Ф. Дорланд предположил, что под черепом располагали факел или свечу. Но через некоторое время, не обнаружив на черепе никаких следов копоти, которые неизбежно должны были сохраниться, он сам опроверг эту версию. Возможно, древние майя использовали направленный солнечный свет? В любом случае этот свет был весьма значительной мощности: иначе зачем тогда отводить от кварца тепло? Очевидно во избежание растрескивания от неравномерного нагрева.
Перед тем как возвратить бесценную находку владелице, Дорланд решил показать череп фирме "Хьюлетт-Паккард", широко известному производителю кварцевых генераторов. И потом пожалел о содеянном, ибо это лишь добавило загадок. Заключение инженера фирмы Л. Барре достойно того, чтобы привести его практически полностью (перевод А. Петухова):
"... Мы изучили череп по всем трем оптическим осям и обнаружили, что он состоит из 3-4 сростков. Поскольку каждый сросток имеет собственные оси, мы могли определить, сколько имеется сростков. Анализируя сростки, мы обнаружили что они растут из одного центра и составляют единый сплошной кристалл. Мы также обнаружили, что череп вырезан из одного куска вместе с нижней челюстью. По шкале Мооса горный хрусталь имеет высокую твердость, равную 7 (уступая лишь топазу, корунду и алмазу). Что же касается обработки, то его ничем, кроме алмаза, нельзя резать. Но древние как-то сумели обработать его. И не только сам череп - они вырезали из этого же куска нижнюю челюсть и места для шарнирного соединения челюсти, на которых она была подвешена. При такой твердости материала это более чем загадочно, и вот почему: в кристаллах, если они состоят более чем из одного сростка, имеются внутренние напряжения. Когда вы нажимаете на кристалл головкой резца, то благодаря наличию напряжений кристалл может расколоться на куски. Поэтому такой кристалл нельзя резать - он просто расколется. Но кто-то изготовил этот череп из одного куска хрусталя настолько осторожно, как будто он вообще не притрагивался к нему в процессе резки!
При исследовании поверхности черепа мы обнаружили свидетельства воздействия трех различных абразивов. Окончательная отделка его выполнена полировкой. Мы также обнаружили некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы и вы можете увидеть всю комнату... Я не думаю, что еще кто-то в фирме "Хьюлетт-Паккард" разобрался в устройстве черепа лучше, чем я сам..." Официальный тон вдруг изменяет специалисту, и заключение заканчивается несколько эмоционально: "проклятая штуковина вообще не должна была существовать на свете. Те, кто ее высекал, не имел ни малейшего понятия о кристаллографии и совершенно игнорировал оси симметрии. Она неминуемо должна была развалиться при обработке!"
Технология изготовления хрустального черепа - не единственная его загадка. Обратите внимание на одну фразу из заключения: "...некий вид призмы, вырезанной в задней части черепа, у его основания, так что любой луч света, входящий в глазницы, отражается в них. Загляните в его глазницы и вы можете увидеть всю комнату...". Что это напоминает? Правильно - рабочее тело лазерного устройства. Разумеется, это сходство крайне отдаленное, но все же...
Хрустальный череп, найденный на Юкатане, и по сей день остается неразгаданной загадкой.