Невезение знакомо каждому из нас. А выражается оно в том, что неприятные для нас события, вероятность которых, казалось бы, совсем мала или, по крайней мере, равна вероятности хороших событий, почему-то происходят чаще, чем им положено случаться. Действительно ли это так, или нам только кажется?
Утро. Вы опаздываете на работу. Роясь в ящике комода, наполненном чистыми носками, пытаетесь подобрать пару, но это никак не удается - попадаются только разные. За завтраком вы неосторожно спихиваете со стола бутерброд, и он падает на пол. Естественно, маслом вниз. Наконец, в метро вы становитесь в одну из очередей к кассам и обнаруживаете, что, как назло, соседние очереди так и летят вперед, а ваша застряла. То ли новенькая кассирша в первый раз вышла на работу, то ли все стоящие впереди наскребают мелочь на билет по всем карманам.
Ситуация знакомая. Но может быть, это просто случайность? И с такой же вероятностью первые же два попавшиеся носка могли бы оказаться из одной пары, бутерброд в половине случаев упал бы не намазанной стороной, а все очереди в кассу имеют одинаковые шансы застрять?
Английский физик-теоретик Роберт Маттьюз всерьез занялся проблемой невезения и за последние годы опубликовал несколько работ на эту тему в солидных научных журналах.
Детальное рассмотрение всех этих мелких неприятностей показало, что они не совсем случайны, и, похоже, Вселенная устроена таким образом, что нам не везет.
В общем-то, это не новость. Существует даже так называемый "закон Мерфи", гласящий: "Если какая-нибудь неприятность может случиться - она случается". Эта формулировка возникла в 1949 году, когда на одной из военно-воздушных баз США изучали влияние резкого торможения на организм летчика. Добровольцев пристегивали ремнями к тележке, разгонявшейся ракетным ускорителем, затем тележка резко останавливалась. Состояние испытуемых регистрировали с помощью электродов, закреплявшихся на коже. Систему закрепления разработал военный инженер капитан Эдвард Мерфи. В один прекрасный день обнаружилось, что регистрация физиологических параметров не идет, так что испытатель страдал зря. Осмотрев свою систему, капитан Мерфи нашел, что провода буквально всех электродов на этот раз были подключены техником "шиворот-навыворот". Этот факт вызвал у него следующее замечание: "Если есть несколько способов что-то сделать, а один из них может привести к катастрофе, то кто-нибудь обязательно использует именно этот способ".
Заинтересовавшись законом бутерброда, Маттьюз в каком-то журнале прочитал письмо читателя, утверждавшего, что книга карманного формата в мягкой обложке, если случайно столкнуть ее с края стола, почему-то всегда падает на пол лицевой стороной (если лежала ею вверх на столе). Физик подумал, что читатель ошибается: шансы упасть передней или задней стороной вверх равны. Что ж, книжка - не бутерброд, опыты с нею недороги, и не перепачкаешь все вокруг маслом.
Опыты показали, что книжка действительно падает чаще всего "лицом" вниз. И зависит это от скорости кувыркания книжки при падении и от высоты стола. Скорость кувыркания, как правило, слишком мала, чтобы книжка успела сделать полный оборот, а стол невысок. То же самое касается и бутерброда. Маттьюз рассчитал, что для того, чтобы бутерброд, падая со стола, мог сделать полный оборот вокруг своей оси, стол должен иметь высоту около трех метров. Рост человека, которому было бы удобно завтракать за таким столом, составил бы около 20 метров.
Итак, если бы столы были выше, бутерброды падали бы более удачным для нас образом. Но почему столы имеют именно такую высоту? Потому, что она удобна для людей. А почему люди имеют именно такой рост? А это зависит от силы гравитации. Если бы люди были намного выше, они, во-первых, гораздо менее устойчиво держались бы на двух ногах, а во-вторых, для прочности кости скелета должны были бы быть такими толстыми и тяжелыми, что эти великаны с трудом могли бы двигаться. Таким образом получается, что закон падающего бутерброда определяется свойствами нашей Вселенной.
Ну, а другие примеры невезения? Почему так часто именно та очередь, в которую мы встали, движется медленнее соседних?
Каковы шансы на то, что из трех очередей вы попали в самую быструю? Очевидно, одна треть. То есть, в двух третях случаев вас обгонит либо левая, либо правая очередь. Это объективное явление, и ничего тут не поделаешь.
А теперь рассмотрим случай с непарными носками. Допустим, что в вашем ящике все носки - парные. Просто они перемешаны, так что не сразу найдешь пару. Но повозившись с сортировкой, вы найдете пару для каждого носка.
Предположим, один из носков потерялся и не попал после стирки в ваш бельевой ящик. Теперь после полной сортировки один останется непарным. Вскоре потерялся еще один носок. Конечно же, мог потеряться как раз тот - непарный, но гораздо более вероятно, что потеряется какой-то другой, нарушив свою пару. И при каждой следующей потере одного носка, скорее всего, будет возникать новая "непарность".
Математический метод, называемый комбинаторным анализом, подтверждает этот вывод. Случайная потеря носков всегда с гораздо большей вероятностью создает новые непарные экземпляры, чем избавляет вас от уже имеющихся. Если сначала в ящике комода было 10 полных пар, то после того, как половина запаса потеряется, шансов на то, что в ящике останутся только "сироты", в четыре раза больше, чем на то, что останутся только пары. А наиболее вероятный результат потери половины запаса, как показывает комбинаторный анализ, - это ящик с двумя парами и шестью разрозненными носками. Неудивительно, что в утренней спешке вы никак не можете найти пару.
А замечали ли вы такую неприятную закономерность: как выходной, так погода портится? Обработка статистики по температуре воздуха за 14 лет, проведенная недавно английским метеорологом А. Гордоном, показала, что воскресенье - всегда самый холодный день недели. С понедельника идет постепенное повышение температуры, теплее всех дней недели оказывается среда, а затем идет постепенное охлаждение к воскресенью. Правда, эти колебания температуры очень малы, но они реально существуют. А. Гордон считает, что недельные колебания температуры связаны с деятельностью человека. Сжигание топлива на производстве и в двигателях автомашин, которых больше на улицах в будние дни, чуть-чуть подогревает атмосферу. С этой гипотезой можно не соглашаться, но факт есть факт: в выходные чуть-чуть холоднее. Так что и здесь везение ни при чем, а если хотите отдыхать в более теплый день, выбирайте себе выходной в среду.
А вот несколько историй о не слишком везучих людях
Ульф Тролле, экономист-консультант одной из шведских фирм, 13 лет писал научный труд, который должен был стать незаменимым пособием для бизнесменов, попавших в кризисные ситуации, помогая им найти выход из затруднительного положения. Наконец, работа была закончена, и автор отнес единственный экземпляр будущей книги в одну из контор, чтобы снять с него несколько ксерокопий. Однако сотрудник почему-то перепутал ксерокс с аппаратом для уничтожения документов, и в считанные секунды рукопись объемом в 250 страниц оказалась разрезанной на 50 000 тонких бумажных полосок. Такую ситуацию не предусматривал ни один из разработанных Ульфом способов борьбы с кризисными явлениями. Но предприимчивый консультант не растерялся. Он обратился за помощью к школьникам, предложив им попытаться воссоздать книгу, складывая из бумажных обрезков смысловой текст по методу составления мозаичного панно. И хотя ребята с энтузиазмом взялись за дело, работа, по оценке математиков, может затянуться на несколько лет.
Пилот Леон Кавалле-Росс совершал полет над бразильскими джунглями. Вдруг двигатель заглох, и машина стала падать. Она рухнула на деревья, что спасло летчику жизнь - его выбросило из кабины, и он приземлился на мягкий болотный мох, отделавшись лишь ушибами. Отдохнув от переживаний, он поплыл к берегу. За ним тут же устремилась стая аллигаторов. Пилот нащупал ногами затонувшее дерево и по его стволу сумел выбраться на сушу. Отыскав свой самолет, он прихватил из него ружье и стал выбираться из джунглей. Вскоре бедолага был задержан патрулем, который тут же оштрафовал его по подозрению в охоте в запрещенном месте.
Имя француза Бернара Ашеро, которого на родине прозвали "Господин 33 несчастья", занесено в Книгу рекордов Гиннесса. И вполне заслуженно. Это человек пережил столько несчастных случаев, что невозможно понять, как он вообще остался жив.
Все дети падают, без синяков и царапин никто не вырастает. Бернар упал в первый раз, когда ему было полтора года. Упал дома на ровном месте и мягком ковре - сломал ногу и руку. Через две недели после того, как врачи сняли гипс, он упал с лестницы вниз головой и получил сотрясение мозга. Он поступил в школу, и на первом же уроке на него свалилась картина, годами висевшая на стене.
А затем пошло: его искусала собака, с которой все дети были в наилучших отношениях, в его руках взрывались колбы с растворами, в физической лаборатории его постоянно било током. Играя в регби, он получил столько травм, что их хватило бы на всю команду, включая тренеров и запасных игроков.
Устав от ношения гипсовых повязок, Бернар переключился на лыжи. На одной из тренировок, когда он спокойно спускался с горы, на него сверху наехала лыжница, потерявшая ориентацию. Два месяца Бернар провел в больнице, залечивая переломы и ушибы.
Когда он учился в колледже, один из студентов свел счеты с жизнью в комнате Бернара, который, придя после занятий, обнаружил на своей постели труп. А ведь он почти не был знаком с самоубийцей.
Бернар окончил колледж, стал дизайнером и открыл парикмахерский салон. Однажды средь бела дня в витрину салона врезался грузовик. Клиенты не пострадали, все травмы достались хозяину.
Бернар водит машину очень аккуратно, не нарушая правил, что не помешало ему 85 раз попадать в аварии. Причем ни разу он не был виноват. Бернар знает, что если кто-то бросил на улице банановую кожуру, то не кто иной, как он, поскользнется и упадет. А если слышит вой пожарной сирены, то уверен: горит его дом.
И тем не менее "Господин 33 несчастья" не жалуется на превратности судьбы. Он даже считает себя везучим - во-первых, потому что живуч, а во-вторых, потому что 25 лет счастлив в браке.
Смотрите также: