Примерное время чтения: 13 минут
814

Юные экологи - дружба с природой

Для кого-то природа - это бесконечные деревья, кусты вдоль дороги и грязь, которую надо смывать с ботинок. Это для кого-то, но, к счастью, не для всех. В нашей столице есть организация, которая воспитывает молодое поколение в любви к природе. Московская городская станция юных натуралистов стремится изучить каждый уголок нашей необъятной флоры и фауны.

Все мы знаем, в каком действительно нехорошем состоянии находится наша экология. Пожалуй, если бы речь шла о чем-то другом, то мои слова могли бы выглядеть нравоучением. Но не тогда, когда дело касается общей для всех нас природы и грозящей нам катастрофы. Мне кажется, все можно было бы изменить, если бы каждый следил за собой и был внимателен и бережлив по отношению к окружающему миру. Ведь, правда же, так приятно, когда вокруг - красота!

Юннаты - это ребята-школьники, которые просто любят природу или видят биологию своим будущим призванием. Если ты придешь в кружок юных натуралистов, то будешь участником не только теоретических занятий (что само по себе быстро надоедает), но и постоянной экологической практики. Практика на Станции - это не только изучение всевозможных биологических организмов, но и регулярные "вылазки" на природу. В выходные юннаты едут в малообжитые места Подмосковья или в природные заповедники. А летом колесят по всей России. Они изучают и южные моря, и таежные леса. Правда, стоит заметить, что в экспедиции юннаты не цветочки собирают и не "на пляжу" загорают, а находятся в самых жестких, "боевых" условиях. Их главная задача - исследование местности, флоры и фауны.

А теперь, чтобы разобраться, что же за зверь такой (ну, будем уж пользоваться терминологией юннатов!) Станция натуралистов, побеседуем с заведующим методическим отделом Дмитрием Владимировичем Моргуном и преподавателем ботаники Григорием Владиленовичем Семкиным.

- Как долго существует Станция и каковы масштабы ее работы?

- Московская Cтанция юных натуралистов работает в области экологического образования уже 22 года. Станция очень-очень большая и охватывает все округа столицы. Так что вполне может оказаться, что и в вашей школе есть кружок по биологии, курирующийся Станцией. Сейчас на базе Станции существуют около 300-400 учебных объединений, где занимаются ребята разного возраста. Филиалы Станции располагаются в школах, детских садах, общественных организациях, научно- исследовательских центрах.

- Расскажите, пожалуйста, об основных направлениях работы Станции. Какие разделы биологии изучают ребята?

- Наша Станция охватывает все разделы биологии. Поэтому ребята могут выбрать именно тот кружок, который им интересен. У нас есть пять учебных отделов: эколого-зоологический, эколого-ботанический, эколого-краеведческий, эколого-эстетический и палеонтологический. В зоологическом отделе есть кружки, занимающиеся узкими разделами биологии - "Энтомология", "Общая орнитология", а есть кружки "Экология животных", "Экология городской среды" - они изучают более общие вопросы. В Зоологическом музее МГУ проводятся занятия по современной биологии. Та же картина и с отделом ботаники. Практические занятия по ботанике легко проводить благодаря Зимнему саду, где есть лианы, кактусы, пальмы и другие тропические и субтропические растения. Кроме того, ребята пользуются коллекциями плодов и семян, гербариями и пособиями. Недавно наши юннаты даже открыли новый вид растений!

- Что делают школьники в палеонтологическом отделе?

- Они исследуют останки древней флоры и фауны. На Станции есть замечательный музей палеонтологии, в котором собраны довольно редкие экземпляры.

- Какие, например?

- Есть окаменелости древних осьминогов, с виду они похожи на гигантских улиток (около 40 см в диаметре), выглядят, на первый взгляд, жутко. Эти окаменелости найдены в реках Ярославской области. Много раковин моллюсков. А также- кости динозавров и других древних животных. К сожалению, собрать настоящие скелеты не позволяет площадь - они же получатся очень большими. Ну, а что касается юннатов-палеонтологов, то они и сами ездят на места раскопок и находят что-нибудь новенькое. Такие экспонаты попадают в наш музей.

- В экспедиции ездят только палеонтологи?

- Конечно, нет! В сущности, могут поехать все желающие. Мы проводим много экспедиций: 40-50 в год. В основном ездят ученики 7-9 классов. Группа состоит из 15-20 человек. Экспедиции проходят летом, в каникулы. Проводятся исследования или по отдельным видам растений и животных, или по природным сообществам вообще - изучение климата, почвы и пр. Ребята бесплатно могут поехать в любую часть нашей страны: от Белого моря до Кавказа, от Кольского полуострова до Дальнего Востока.

- Куда ездят чаще всего? Есть какие-то предпочтения?

- Последнее время Средняя полоса не очень популярна. Много поездок в Крым, Нижнее Поволжье, на Кавказ.

- А живут юннаты в палатках или в санаториях?

- Думается, в санаториях ребятам было бы не так интересно, как в палаточных лагерях. Атмосфера свободы - это замечательно! К тому же ребята ведь не развлекаются, а заняты изучением природы. Так что палатки - самый подходящий вид жилья для походов. Экспедиции длятся обычно 2-3 недели.

- Бывают ли походы в горы, сплавы по рекам? Или только более-менее безопасные маршруты?

- Юннаты ходят в горы, а как же! Кавказ, Алтай, Саяны... Но вот альпинизм - это уже не наше направление. Если ребята идут в горы, то опять же, чтобы исследовать природу гор. Случались и сплавы по рекам Карелии. Там заниматься изучением природы было, разумеется, сложнее, но ребята все равно работали, привезли домой гербарии. Кстати, все собранные в поездках находки не просто используются при работе на занятиях, а попадают в наши музеи.

- Музеи? То есть на Станции много музеев?

- Да, на нашей Станции располагаются, как я уже сказал, Палеонтологический музей, Зимний сад, где собраны тропические растения. Есть музей орнитологии, в нем представлены чучела птиц. Коллекции млекопитающих, насекомых, мини-зоопарк, в котором обитают животные тропической фауны: обезьяны, крокодилы. Экскурсии по музеям проводятся для всех желающих по предварительной записи. Кроме того, на Станции юннатов есть инсектарий, где живут бабочки. Коконы нам поставляют с Африканского континента и из других жарких стран. Здесь мы выкармливаем бабочек, они вырастают, а когда насекомые умирают - мы помещаем их в коллекцию. Бабочки очень красивые, яркие, большие. Еще у нас есть аквариумное хозяйство, где живут не менее красивые рыбы.

- Станция юных натуралистов помогает бездомным животным столицы?

- В нашем главном филиале, который находится на станции метро "Динамо", есть большой Живой уголок. Жители Москвы знают об этом и приносят туда своих или найденных животных. Их лечат, если надо, и содержат в Живом уголке. Коллекция собралась уже большая - от ушастой совы и хомяков до рыбок, змей, жаб, амфибий. Есть и тропические животные. Кошек и собак не так много, потому что к нам приносят именно редких животных. А для кошек и собак существуют специальные приюты.

- Случались ли в экспедициях какие-нибудь страшные истории, когда группа оказывалась в опасности, а "назад дороги нет"?

- Да, иногда бывают страшные ситуации. Так, однажды наша группа отправилась в Приморский край. Маршрут проходил по тайге. Ребята жили в охотничьем домике и совершали радиальные походы. Но их руководителя все время не покидало предчувствие какой-то беды. И вдруг, в один из походов ребята заметили на нескольких деревьях подряд следы от когтей зверя. Руководитель стал наводить справки и узнал, что в окрестностях их домика бродит амурский тигр. Руководитель сразу же решил поскорее вывести ребят из этого места. И хотя с ним были его помощники-взрослые, ни им, ни ребятам он ничего не рассказал про тигра. Стоит заметить, что особенно опасны тигрицы с тигрятами, которые становятся очень агрессивными в период воспитания потомства. Все время, пока группа шла, ребята видели следы. Но что было делать - страшно или не страшно, а идти надо! Когда спускались с сопки, руководитель то и дело замечал желтую тень и слышал рычание. Оказалось, что тигр не просто шел за ними, а еще и ждал, подстерегал - в общем, был очень внимателен. Все закончилось благополучно, а когда вышли на безопасное место, все участники экспедиции узнали, кто за ними шел. Еще был случай, когда дети в Карелии несколько дней шли по болоту, трясине, и вода доходила им до пояса. У них были высокие охотничьи сапоги, а вот штаны, скорее всего, были обыкновенные. Несмотря на это, они собрали много растений, и никто даже не заболел. Еще бывали истории в горах. Популярный маршрут - горы Хибины на Кольском полуострове. Там часто идут дожди. А палатки ставят под горами, потому что больше негде. Иногда слышно, как невдалеке от палаток случается камнепад. Ощущения не очень приятные. Но горы и дождь всегда плохое сочетание! Как раз два года назад было наводнение в Ставропольском крае. Реки разливались. Задача экспедиции была такова - проехать от Кисловодска до Эльбруса на автобусе. Все туристические компании, кроме одной, отказались - никто не хотел брать на себя ответственность. Машина с юннатами ехала по узкой горной дороге, и слышно было как сзади проходят сели, камнепады. В результате экспедиция оказалась отрезанной от мира на неделю. Еда, к счастью, была. И все закончилось хорошо, никто не пострадал.

- А как себя чувствуют в таких экстремальных ситуациях ребята? Очень боятся или нет?

- Не то чтобы очень боятся... Скорее, они не осознают опасность в полной мере, воспринимают происходящее как увлекательную игру. Да и ответственность лежит не на них - так что они действительно могут позволить себе расслабиться.

- А бывало такое, чтобы кто-нибудь заблудился?

- Вроде бы таких случаев не было. Хотя проблемы часто возникают с ориентированием по карте. Юннаты часто составляют карты сами - это один из видов работы, который, кстати, им очень нравится. Конечно, особая точность при составлении карт не требуется, нужна лишь привязка к географическим ориентирам - городам, деревням, рекам, границам.

- А что делают юннаты из эколого-эстетического отдела?

- Это совершенно особый отдел. В его работе совмещаются биология и художественное творчество. Юннаты рисуют, лепят, занимаются художественной керамикой, танцами. То есть им не просто сухо рассказывают о видах цветов, а они сами эти цветы рисуют. Для любителей керамики есть кружок "Анималистическая керамика", на занятиях которого происходит знакомство с зоологией. Есть еще интересный кружок - "Фотоанималистика", где юннатов учат делать красивые и профессиональные фотографии мира природы.

- Есть ли какие-то предпочтения при выборе отделов Станции в зависимости от возраста и пола учеников? В каком отделе больше всего юннатов?

- Как ни странно, но последняя тенденция такова - большинство выбирает ботанику. Младшие школьники почти все занимаются в эколого-эстетическом отделе. Это происходит потому, что им интереснее познавать мир через творчество, рукоделие. А старшие ребята хотят чувствовать себя юными учеными. Им интересно смотреть в микроскопы на беспозвоночных, писать об этом научные работы. Что касается распределения по полам, то мальчиков больше в старших классах, а девочек - в младших. Вообще девочки любят наш Конный клуб. Они там проводят все свободное время. Обучаются верховой езде и ухаживают за лошадьми - им это очень нравится.

- Назовите, пожалуйста, кружки с необычной, может быть, даже экстремальной специальностью.

- Есть у нас любопытный кружок "Гидробиологии". В нем ребята исследуют водоемы. Они отлавливают мелких позвоночных, рачков, личинок. А потом определяют по количеству разных видов фауны в водоемах степень загрязненности его воды. Для этого есть специальные шкалы. Так юннаты изучают реки, озера, болота и моря. Есть еще кружки по почвоведению, лишайникам, водорослям, мхам.

- Какие же ребята из всего многообразия разделов биологии останавливают свое внимание на мхах?

- В таких кружках занимаются в основном старшеклассники. Они уже подыскивают себе что-то такое, что в дальнейшем станет их профессией, специализацией. А узким, редким специалистом быть всегда хорошо. Кстати, есть курсы только для старшеклассников. Например, "Современная биология". Изучаются разделы науки, разработанные в XX веке: генетика, эмбриология, экология в чистом виде.

- Где-то год назад юннаты проводили акцию: нужно было позвонить на радио и назвать район Москвы или Подмосковья, где было слышно пение соловья. Таким образом орнитологи хотели установить места расселения этих прекрасных птиц. А как вообще у вас поставлено "птичье дело"?

- Есть опытные специалисты-орнитологи и орнитологические кружки, которые занимаются только птицами. Акция, о которой вы говорите, проводилась в рамках нашей программы "Птицы города". Каждый год наши орнитологи по своему усмотрению выбирают птицу года и проводят разные акции, ей посвященные. 2-го апреля отмечался День птиц, в павильоне на ВВЦ проходили игры, викторины, конкурсы для школьников. Птица этого года - сова, поэтому и конкурсы были связаны с ней.

- Какие еще общественные мероприятия, интересные и полезные для ребят, проводит Станция натуралистов?

- В течение года мы проводим около 20 массовых экологических мероприятий, в которых интересно участвовать увлеченным экологией школьникам. Это олимпиада "Природа России", Олимпиада по геологии и палеонтологии, "Зеленая олимпиада" юных натуралистов. Первые две олимпиады связаны в основном с теоретическими знаниями - нужно ответить на вопросы викторины. К примеру, назвать растение или животное, которое тебе показывают, и рассказать о его свойствах. Что же касается "Зеленой олимпиады", которая будет проходить 22 мая, то на ней ребята демонстрируют свои знания в полевых условиях. Это и поиск азимута, и прыжки в мешках, и разжигание костра, и раскладка палатки на скорость, и рубка дров. Также проводится учебно-познавательная викторина "Экологический лабиринт". Ребята проходят ряд этапов: зоологический, палеонтологический, эстетический. Регулярно проходят выставки поделок из природных материалов, рисунков, лепки. Напоследок хотелось бы сказать о замечательной экологической акции "День Земли". В ходе ее мероприятий очищаются от мусора районы Москвы, высаживаются новые деревья. В этом году праздник будет проходить 23 апреля.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно