Депрессивные, трагические, философские песни группы "Мертвые дельфины" поражают многих. Но их "искусство звука" невозможно отнести ни к какому стилю музыки. Поклонники их творчества говорят, что это просто другой мир - мир "Мертвых Дельфинов" . Слушателя впечатляет и леденящий душу пронзительный вокал лидера, создателя и идейного вдохновителя группы Артура Ацаламова. Узнать о его секретах, о его личной жизни, о творчестве, о планах группы мне удалось, задав ему несколько вопросов.
- Артур, расскажи немного о своем детстве, проведенном в родном городе Грозном.
- Ну, как скажешь немного? Очень хорошее детство. Я помню Грозный солнечным. Очень много солнца, много друзей, драки, девушки, море, речки, каналы, трубы, лес, катакомбы, рогатки - куча всяких интересных вещей. Детство у меня было шикарное!
- А кем мечтал стать в детстве?
- Знаменитым футболистом, космонавтом... Наверное, больше всего продержалась мечта быть летчиком. Я реально этим занимался и хотел поступать в Красноярский военно-летный институт. А стал рокером (улыбается).
- Почему ты решил заняться музыкой?
- А это не я решил. За меня песни решили. То есть они стали писаться, их стало много, они начали нравиться друзьям и кругу моего общения, и так дальше-дальше пошло, какие-то записи. И за восемь месяцев до войны, до первой кампании, уже собрался первый состав. Мы записали некоторые демоверсии "кустарным способом" , стуча на банках из-под масляной краски. И просто песни потянули за собой амбиции и все остальное. Вот так я стал "рабом" своего творчества.
- Каков был первоначальный состав группы "Мертвые дельфины" ?
- Это были ребята, которые вместе со мной занимались тогда отделкой помещений, этим мы зарабатывали. Там был один талантливый парень, не пустой во всяком случае. Из него получился бы отличный барабанщик, у него было хорошее чувство ритма, и мы с ним вдвоем этой "бедой" страдали.
- Почему этот состав распался?
- Так ты знаешь, не было тогда состава как такового: мы просто играли, даже сами не понимали, что это был какой-то состав, группа, но, несмотря на это, наши первые записи крутили на очень известной в то время грозненской радиостанции "Восток" . А распался, потому что война началась, она нас разлучила.
- Просмотрев эксклюзивные видеоролики с вашего клубного концерта, я был поражен потрясающей энергетикой и на сцене, и в зале. Как ты и музыканты группы настраиваетесь перед концертом?
- Вообще никак. Нет никаких ритуалов. Я как-то смотрел записи группы "Red Hot Chili Peppers" : они в кругу обнимаются друг с другом, что-то говорят, кто-то молитву читает или свой текст. У нас пока такого нет. Иногда только бывает, Александр (бас-гитарист группы - Ред.) в переизбытке чувств всех нас обнимет, скажет: "Ну, все, пацаны, зажжем" , - а так нет ничего такого. Мы просто выходим на сцену, пара слов друг другу, и вперед.
- Когда планируется выход нового альбома?
- Мы его уже пишем. Очень хотелось бы выпустить в сентябре, но чувствуем, что не успеваем. Хотя уже первый сингл мы записали удачно, и несколько радиостанций нам ответили плюсом.
- Как он будет называться?
- Альбом будет называться "П.С.Н." . Расшифруем через полгода после выхода (улыбается).
- Собираетесь ли вы организовывать концертный тур, посвященный выходу нового альбома?
- Очень бы хотелось. Даст Всевышний - мы это сделаем. Все зависит от того, насколько эффективно повлияет на орбиту группы промо-кампания, включая радио-ротации, ТВ-ротации, видеоролик, ну и в целом поддержка СМИ.
- На концертах вы уже играли песни из будущего альбома?
- Да, четыре песни из будущего альбома мы уже играли.
- По твоим словам, на рок-фестивале "Нашествие-2001" вы ужасно спели, ужасно сыграли. В связи с чем это произошло?
- А я всегда так говорю. Это, наверное, такой вот легкий чеченский понт. То есть, когда ты круто споешь, круто все сыграешь, а всем скажешь, что плохо сыграли, то все, наверное, думают: "Так круто сыграть, и они говорят - плохо, как же это они хорошо играют?!" . (Cмеется). Просто так говорю. Самокритика.
- Почему "Мертвые дельфины" не выступали на последнем "Нашествии" ?
- Нас не звали, и мы не просились, вот и все.
- При каких обстоятельствах ты познакомился с ди-джеем "Нашего Радио" Ольгой Максимовой?
- На "Нашем Радио" закрутилась наша песня "На моей луне" . И она победила в хит-параде "Чертова дюжина" . А Ольга, оказывается, уже давно слушала наши демо-версии. У нее, в частности, была песня "Котики-наркотики" , она ее любила еще с 2001 года. Потом мы пропали. Тут мы всплываем, и она говорит: "Cлушай, Миша (на тот момент генеральный продюсер и идеолог "Нашего Радио" Михаил Козырев - Ред.), я этих ребят давно ищу, дай мне, пожалуйста, телефон Артура. Вот хочу позвонить, поздравить" . Миша дал ей мой номер, Ольга мне позвонила, я в это время дико болел: умудрился очень круто простудиться в середине лета. Как раз на этой неделе было первое место у песни "На моей луне" , и позвонила Ольга, поздравила. Так мы стали общаться. Теперь она мне как сестра (улыбается).
- Песня "Облако в штанах" как-либо связана с творчеством Владимира Маяковского и одноименной поэмой?
- Нет, никак не связана. У меня просто родилась эта песня. Она одна из немногих позитивных песен с мажорным звучанием в моем творчестве, в основном у меня все депрессивное. Но я не знал, как ее назвать. А у нас такая "фишка" , что часто название песни абсолютно не соответствует ни ее стилю, ни содержанию. Кто-то посоветовал мне назвать ее "Облако в штанах" . Я даже и не знал, что у Маяковского есть такая поэма. Это потом уже я узнал об этом. Как-то привык и менять не стал. Нет, с Маяковским песня никак не связана, тем более я с его творчеством не знаком. Только знаю про паспорт из широких штанин и все (смеется).
- Эпиграфом на официальном сайте "Мертвых Дельфинов" служит твоя фраза, написанная на буклете вашего дебютного альбома, "Мы немного полнее, чем пусто... И немного сложнее, чем просто..." . Можешь пояснить эти строчки? В связи с чем они родились?
- А чего тут, все просто. Мы немного полнее, чем пусто, т.е. мы не пустые.. У меня часто само все выходит из головы. Просто рождается из сердца, из мозга, из мыслей. Я никогда не пишу песни специально. Один раз в жизни сел, чтобы написать песню. Меня поразил фильм "Горбун из Нотр-Дама" , и я написал песню "Квазимодо" , а остальные песни - так, из головы, ниоткуда. Вот, раз... стукнуло... слова и музыка. Я вообще не пишу песни больше двадцати минут.
- Для тебя творчество и семья совместимые понятия?
- Это вообще абсолютно разные вещи. Но я больше чем уверен, что заниматься творчеством по полной программе и быть примерным семьянином можно и нужно, и это не очень сложно.
- А сына часто берешь на свои концерты?
- На концерт взял только один раз, потому что не с кем было оставить. Но мне не хочется из него делать сына звезды рок-н-ролла. Я не хочу, чтобы он рос, и у него был потолок - папа, то есть прыгнуть выше папы. Это страшный комплекс. Это не есть хорошо. Я для него папа, а там, кем он станет, тем и будет. Захочет быть дворником - я помогу ему в этом деле стать большим профессионалом. Поэтому - нет, я не хочу, чтобы он пошел по моим стопам. Поэтому я стараюсь, чтобы было вот так: семья - это семья, а рок-н-ролл - это рок-н-ролл.
- Судя по истории создания группы, твоим постоянным переездам создается впечатление о твоих основных чертах характера: упорство, целеустремленность, трудолюбие. Какие еще черты характера, слабые и сильные, присущи тебе?
- Ну, вот трудолюбие можно исключать сразу, я не трудолюбив. Наверное, мой самый страшный порок, и я не могу от него избавиться, - это лень и еще такая "болезнь" : я геймер, страшный геймер. И это, действительно, очень плохо, особенно в моем возрасте: я уже старый, и играть в компьютерные игры (улыбается)... Ладно уж - играть часами, а я, бывает, играю неделями, могу на несколько месяцев выпасть. Как в случае с "Готикой" , три месяца вообще не жил, то есть я сидел дома, и мне еду приносили. Вот это плохо, и я думаю, что это с детства что-то такое осталось: играть, компьютеры, компьютерные игры. А сейчас они вообще потрясающие: RPG-жанр, магии, мечи, закачка персонажа. Я ничего с этим не могу сделать. Вот лень и геймерство - это самые страшные мои слабости. Если бы не это, я бы добился намного большего.
- А сильные?
- Как я могу о себе говорить? Не знаю...
- Есть лишь одна надежда на новый день... (песня "Облако в штанах" ). Интересно, в твоем понимании это какая надежда?
- Надежда... Вот ты знаешь, тут же есть песня, которая просто противоречит этим словам. У нас есть песня "Минута молчания" , там вообще слова: "Все как обычно, первой умерла надежда" . Поэтому это просто песня, а то, кому и как она близка...
- Артур, а у тебя есть мечта?
- Я давно перестал мечтать, потому что понял, что я мечтаю по-взрослому. То есть, если я мечтаю, то хочу, чтобы это сбывалось. Я создал сам для себя такую аксиому, придумал свое правило: первое, что ты должен сделать для того, чтобы мечта сбылась, превратить мечту в цель - поэтому у меня мечтаний - нет, есть только цели. То есть то, что для людей мечта, для меня цель. А цели есть, да. Много целей.
- Читал, что по образованию ты маркетолог. Где ты обучался этой профессии?
- Этой профессии я обучался в Нальчике. Первое мое образование - бухгалтер сельского хозяйства. Второе - маркетолог. И вот в этом году я поступил во Всероссийскую Государственную Налоговую Академию на специальность "Финансы и кредит" .
- Какую музыку ты слушаешь?
- Больше британские проекты. Вообще, я слушаю разную музыку, но предпочтения, конечно, больше отдаю депрессивной британской музыке "Radiohead" , "Portishead" . Этническую музыку люблю: "Deep Forest" , "Enigma" , "Dillerium" . Из тяжелых команд мне нравится группа "TOOL" , из нью-металла - команда "Stained" . У каждого такого коллектива не очень хороший альбом, но в альбоме есть одна обалденная вещь, то есть мне нравятся выборочные какие-то песни у этих групп. Если говорить, какие группы я люблю как группы, то это, наверное, "The Cranberries" . Сейчас-то я их вообще не слушаю, но люблю за то, что они в свое время как-то на меня повлияли. А так у каждого коллектива - западного, американского, британского или у поп-команды - есть достойные песни, которые я могу слушать.
- Религия является большой частью в твоей жизни?
- Религия вообще не является никакой частью моей жизни. Я против религии как таковой вообще. Я за веру. Это разные вещи. Религия - это страшная система, ужасная, отвратительнейшая. Вера, должна быть вера, человек должен верить, а ни в коем случае не подчиняться какому-то своду обрядов. Я за веру. Человек должен жить с верой в сердце каждую секунду: ложась спать, должен понимать, что может не проснуться; просыпаясь, благодарить Всевышнего, Природу за то, что ему дали шанс еще пожить. А вера везде: в камне, в дереве. Всевышний будет везде, где ты захочешь. И для этого не нужны посредники, не нужны ни попы, ни Папы Римские. Никто тебе не нужен, чтобы общаться со Всевышним.
- То есть ты не соблюдаешь все обряды и заповеди Ислама?
- Все не соблюдаю. Я не могу про себя сказать в том ключе, который сейчас существует, что я правоверный мусульманин, но я считаю себя мусульманином, потому что я молюсь, я верю во Всевышнего, я его боюсь. Я ценю его за то, что он мне дает, и стараюсь по возможности, как мне мое сердце позволяет, благодарить все-таки в душе, про себя, вслух. Благодарить не просто, как отмашка, что, например, в пять утра я должен помолиться, это уже такой стандарт. Нет, ты должен хотеть, ты должен желать этого, иначе это не будет искренне. Это же не график какой-то: поставил галочку, отметился, ушел, отметился, ушел. Это жизнь, это институт. Умирать надо с чистой совестью, с чистым сердцем.
- Как у тебя сейчас обстоят дела с политической карьерой?
- Ну, пока музыка. А вообще мне хотелось бы начать с министра культуры Чечни. Я думаю, что на этот пост я подхожу как никто другой, потому что из чеченской молодежи моего поколения, мне кажется, никто не получил такого богатого опыта, как я. Я смогу его применить и очень много полезного сделать в этой области.
- Чего бы ты хотел пожелать читателям газеты "АиФ. Я хочу все узнать!" ?
- Читателям газеты... чего бы я хотел пожелать... мудрости я бы хотел пожелать. Я бы хотел нам пожелать, чтобы мы мудрели, как старцы, как можно раньше для того, чтобы мы были молоды и крепки, могли совершать в пределах разумного сумасшедшие, но красивые поступки, и в то же время, чтобы нам хватало мудрости, чтобы не было ненависти, чтобы не было войны. Пусть ее тоже не будет. Зачем она вообще нужна? Поэтому хотелось бы пожелать мудрости.
Смотрите также: