Примерное время чтения: 6 минут
97

"Аквариум". Накануне 30-летия...

У "Аквариума" было много замечательных, эпохальных концертов, что не удивительно - всем известны истинные приоритеты господина Гребенщикова: "Больше всего на свете я люблю играть концерты, я словно чувствую себя в самом центре фокуса всего своего существования". Так пролистаем некоторые "аквариумские" вехи.

20-летие группы прошло тихо, будучи отмечено лишь выходом книги Ольги Сагаревой "Аквариум. 1972 -1992".

25-летие "Аквариума" (1997), отмечавшееся на Малой Спортивной Арене Лужников и в ДС "Юбилейный", собрали на сцене весь "канонический" состав "Аквариума", в то время как новый состав работал над диском "Гиперборея". На сцене был лишь один новый участник - басист Владимир Кудрявцев, заменивший эмигрировавшего в Англию Александра Титова.

30-летие "Аквариум" отмечает выходом альбома "Сестра Хаос" и - новыми концертами. Главное представление - 24 февраля в ДС "Лужники".

"Мы - начинающая группа, и в этом залог того, что мы еще живы", - говорит БГ, - "когда группа на тридцатом году жизни выпускает альбом, который не имеет никакой связи с предыдущими, это уж повод для праздника. Для меня важно то, что мы до сих пор чего-то не умеем, так как в этом - залог нашего дальнейшего существования. У Лао-Цзы сказано - все сильное и крепкое - умирает, все клонящееся под ветром - живет. А 30-40, 1000 нам лет - это уже не важно".

Гребенщиков, безусловно, прав, называя "Аквариум" живым существом. Причем, похоже, у этого существа есть вполне человеческие качества: 20-летие не отмечается вовсе ("Господи, третий десяток пошел!!!"), в 25 одолевает приступ ностальгии по "старым добрым временам", а в 30 лет приходит нормальное понимание, что "нет никакого завтра, есть только сейчас", и что схватить это "сейчас" и есть самая главная творческая задача. "Вторая молодость",- говорят удивленные зрители, уже слышавшие на концертах некоторые песни из нового альбома. Ничего подобного - молодость, как и свежесть, бывает первая, она же и последняя. "Я и сейчас чувствую себя, как в 16, только, может быть, знаю побольше",- как-то обмолвился БГ в разговоре с одним из интервьюеров. Только у некоторых это состояние проходит, а у некоторых - нет. Существо, нареченное "Аквариумом" никогда не старилось, потому что его никогда по-настоящему не волновали цифры, суммы и регалии.

Есть, правда, поверие, что номера календарных лет, одинаково читающиеся слева направо и наоборот, бывают богаты событиями. 1991 год стал для "Аквариума" (как и для всей страны в целом) судьбоносным: закрылась первая страница его истории, чтобы началась вторая. И есть надежда, что год 2002 принесет группе новую, чистую страницу ее жизни.

На большом концерте в "Лужниках" музыканты представят свой новый альбом "Сестра Хаос". "Сестра Хаос" - это восемь песен, написанных в переездах между городами и интуитивно отобранных группой по интенсивности блеска в глазах зрителей в этих самых городах. А также - более пяти лет ждавшая своего часа композиция "Северный цвет", в котором плачет дудук легендарного исполнителя на этом инструменте, удивительного Дживана Гаспаряна. "Новая пластинка - всегда открытка из сегодняшнего дня", - говорит БГ, цитируя своего друга, участника "Eurythmics" Дэйва Стюарта. Открытка получилась puzzle'ом, складывающимся в единое целое из разных по форме частей. Песни-части, в лучших традициях "шоу-биза "по-аквариумовски", не тухли на полке, а поступали на радиостанции сразу после их сведения, начиная складываться в готовую картинку, что называется, на "ушах" радиослушателей. Ласковая "Кардиограмма" еще летом успешно дебютировала в "Чартовой Дюжине", хит-параде "Нашего Радио", а чуть раньше зловеще-социальная, хип-хоповая "500" была несколько тысяч раз скачана с сайта группы в Интернете и осела на жестких дисках тысяч компьютеров.

БГ: Дэйв Стюарт однажды сказал, что альбом - это открытка из тебя сегодняшнего, и поэтому на альбоме нельзя чего-то не сказать. Я раньше с ним спорил, а сейчас согласился. Для меня главным является то, что мы впервые в жизни не смотрим назад, а делаем то, что происходит сегодня - плюсы это минусы, все равно. И я, таким образом, занимаясь всем этим, определяю для себя, что же происходит со мной сегодня. Приходит ясное понимание, ощущение того, какие песни надо включить в альбом, а к каким не надо прикасаться даже кочергой. Альбом сам выбирает себе песни.

- И каков же для вас этот сегодняшний день?

- C одной стороны - "Курск", пожар в Останкино, 11 сентября, афганская война и все прочее, произошедшее за последнее время. С другой - жизнь в России определенно налаживается. Для нас совершенно очевидно, что настают новые времена, и поэтому было принято решение не брать в альбом ни единой песни, написанной до января 2001 года. Этот альбом потребовал гораздо больше энергии, чем все наши предыдущие альбомы, потому что нам все пришлось изобретать заново, начинать с чистого листа, находить какие-то новые слова и средства, потому что прошлые уже не работают. Все треки получаются не такими, какими они были задуманы. Наверное, это - реакция некоего невидимого и нематериального существа по имени "Аквариум" на то, что происходит сейчас в мире. Причем весьма возможно, что оно реагирует на то, что и в мире пока невидимо. Причем, возможно это "происходящее" настолько не во что не вписывается, что приходится по несколько раз переписывать уже готовый, казалось бы, трек. У нас никогда не было такого, чтобы мы переделывали треки по 4 раза, причем с нуля. Записали - не подходит. Мистические процессы, одним словом. Я хочу сказать вот что. Этот альбом - отчасти реакция на то, что вся та музыка, которая происходит вокруг - я беру не только Россию, но и весь мир в целом - стала фантастически предсказуема и банальна. Те люди, которые хотя бы как-то были склонны к экспериментам, либо творят то, что невозможно слушать, либо повторяют пройденное. И вся ломка с этим альбомом вызвана тем, что мы просто хотим попытаться выбраться из этой ловушки, из этого гроба. И в процессе этой хаотической рубки, мне кажется, мы из него выбираемся.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно