Примерное время чтения: 6 минут
83

Как регионы выбирали начальников

К СЕРЕДИНЕ января в России завершился 3-месячный тур губернаторских выборов. Новое начальство избрали жители 34 регионов. Однако новым оно оказалось только отчасти: 20 прежних губернаторов сохранили за собой обжитые кабинеты.

НИЗКАЯ политическая "смертность" региональных боссов стала одной из главных особенностей этого выборного марафона. Если во время последней кампании 1996 г. примерно половина губернаторов потеряла свои кресла, то на этот раз неудачников набралось не больше четверти: боролись и проиграли всего 8 губернаторов. Еще шестеро по разным причинам не участвовали в схватке.

"По уровню "политсмертности" мы приблизились к Америке, где переизбираются 65-70% действующих губернаторов штатов, - говорит руководитель аналитической группы "Меркатор" Дмитрий Орешкин. - А вообще, это мировая практика - кто владеет властью, тот чаще всего ее сохраняет. Впрочем, в тех регионах, где губернаторы все-таки проигрывают, на смену им приходят уже не мастера разговорного жанра, как на заре демократии, а матерые мужики, умеющие замкнуть на себя интересы деловых, политических, чиновничьих структур".

"Красный пояс" выцветает

КАК и 4 года назад, Кремль и на этот раз вел счет своим победам и поражениям в борьбе с неудобными губернаторами. Удалось заменить глав Калининградской области Л. Горбенко и Республики Марий Эл В. Кислицына, подозреваемых в криминале. Убраны и два "красных" князька - И. Шабанов (Воронежская обл.) и Ю. Горячев (Ульяновская обл.).

А вот снятие с забега А. Руцкого оказалось напрасным - вместо амбициозного генерала область возглавил вовсе не чекист В. Суржиков, как планировалось, а верный зюгановец А. Михайлов. Себе в актив КПРФ может записать также победу М. Машковцева и В. Тихонова на Камчатке и в Ивановской области. Удержали левые и Рязанскую (В. Любимов), Брянскую (Ю. Лодкин) области и Ставропольский край (А. Черногоров). На Кубани одиозный "батька Кондрат", Н. Кондратенко, благополучно сделал своим наследником молодого агрария А. Ткачева, сохранив за собой право остаться сенатором в обновленном Совете Федерации.

Впрочем, на этот раз задача побеждать коммунистов любой ценой не ставилась: там, где шансы на успех были минимальны, центр предпочел не ввязываться в драку. В целом же выборы лишились "идеологической подкладки", а "красный пояс" России превратился в бледно-розовый. "Даже кандидаты-коммунисты выступали скорее не как партийные выдвиженцы, а как представители хозяйственной элиты, - говорит президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов. - Почти везде мы наблюдали состязание прагматиков. И старые губернаторы, и те, кто бросал им вызов, представляли себя ярыми сторонниками В. Путина".

"Партийных губернаторов в строгом смысле слова не осталось, - утверждает Д. Орешкин. - Взять, к примеру, нового-старого волгоградского главу Н. Максюту. Да, его поддерживала КПРФ - с одной стороны. Но с другой стороны - "ЛУКойл", с третьей - полпред в Южном округе В. Казанцев. Вправе ли коммунисты говорить о своей победе в Волгограде?"

На этих выборах судьба благоволила людям в погонах. Полку генерал-губернаторов прибыло. К ранее избранным Б. Громову (Московская обл.), А. Лебедю (Красноярский край) и Р. Аушеву (Ингушетия) добавились, что характерно, три Владимира - адмирал Егоров (Калининградская обл.), герой чеченской войны Шаманов (Ульяновская обл.) и генерал ФСБ Кулаков (Воронежская обл.). Впору подумать о создании особой "лампасной фракции" в Госсовете...

Впрочем, погоны погонам рознь. "Популярны кандидаты от армии и спецслужб, - говорит Д. Орешкин, - а вот, скажем, представители милиции, которую граждане традиционно подозревают в коррупции, успехом не пользуются. Не везет и кандидатам от налоговой полиции. Люди недолюбливают тех, кто достает деньги из их карманов. Это как если бы на выборы пошел инспектор ГИБДД - провал был бы обеспечен".

Кремль двоился

НАБЛЮДАТЕЛЯМ бросилась в глаза несогласованность, с какой различные президентские структуры ставили на тех или иных кандидатов. Так, на выборах в Тюменской области часть администрации президента (В. Сурков, А. Абрамов) поддерживала действующего губернатора Л. Рокецкого. Для этого ему нарочно добавили политического веса, включив в состав президиума Госсовета. Однако победил не он, а С. Собянин - кандидат от другой, "силовой" кремлевской группировки, в которую входят, в частности, секретарь Совбеза С. Иванов и полпред президента в Уральском округе генерал П. Латышев.

Удивили и политтехнологи. В том смысле, что не удивили ничем новеньким. Снова в дело шли двойники кандидатов, провокационные листовки - в общем, избитый набор пакостей. Разве что где-то (в Удмуртии, Брянске) пиарщики действовали наглее, где-то аккуратнее. Соответственно, там, где кандидаты гадили друг другу совсем уж по-черному, больше людей голосовали против всех и меньше была явка. В среднем доля голосования "против всех" выросла до 5-10%. По мнению экспертов, это верный признак растущей гражданской ответственности: нам с вами уже не лень пойти на участок только ради того, чтобы "послать к черту" всех домогающихся нас кандидатов.

Деполитизация всей страны

И, ПОЖАЛУЙ, главный итог выборов. Они показали, что губернаторы перестают быть политиками федерального масштаба и превращаются, как и было задумано президентом, в скромных региональных управляющих. "Вновь избранные региональные главы уже не будут членами Совета Федерации, и политическая привлекательность губернаторского кресла заметно снизилась. Осталась привлекательность экономическая, - считает Сергей Шахрай. - Поэтому выборами стали больше интересоваться бизнесмены, банкиры и промышленники. Можно привести пример начальника Чукотки Р. Абрамовича или корякского губернатора, а до того президента ЗАО "Корякгеолдобыча" В. Логинова".

Чем менее политизированной и более вменяемой становится местная власть, тем меньше опасность сепаратизма. Стихли разговоры о создании уральских, сибирских и каких бы то ни было "республик". Показателен пример Башкирии, которая благоразумно подогнала свою Конституцию под общероссийский стандарт и вовремя стала платить центру положенные налоги. На взгляд Кремля, остался только один "очаг самостийности" - Татарстан. Говорят, В. Путин недавно высказал свое недовольство тем, что республика переводит свой алфавит на латиницу, и тем, что она не перечисляет налоги в федеральный бюджет. Но, возможно, с тех пор ситуация изменилась. По сведениям "АиФ", за прошлый год Казань отправила в общую казну 8 млрд. рублей.

Так или иначе, но о губернаторской вольнице, похоже, пора забыть. Подавляющее большинство местных лидеров приходит к власти либо при прямой поддержке, либо с молчаливого одобрения Кремля. А значит, за спиной у центра в регионах не будет "пятой колонны". Не исключено даже, что года через два президент подпишет указ, отменяющий создание 7 федеральных округов вместе с институтом надсмотрщиков-полпредов. Так сказать, за ненадобностью.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно