НА ГРАНИЦЕ Московской и Владимирской областей, в местах болотистых, но красивых, стоит военный городок Сергиев Посад-15. Бывшие ракетные, ныне космические войска охраняют оборудование, которое по приказу Генштаба может быть приведено в состояние боеготовности. В закрытом городке проживают 2500 человек. Они уверены, что высшее военное командование забыло о них. Вот уже на протяжении трех лет здесь не выдают паспортов, не оформляют пенсий, не регистрируют браки и рождение детей. Сергиев Посад-15 превратился в социальный фантом...
В КОНЦЕ 90-х шло сокращение Ракетных войск. Часть N 48701, входящую в перечень особо режимных объектов, было решено ликвидировать. Но фактически произошла не ликвидация ее, а расформирование: большинство военнослужащих остались жить здесь, Министерство лишь сократило штаб да переподчинило подразделения. Можно было и не заметить "реформ", если бы МВД не сочло нужным убрать отсюда отделение милиции вместе с паспортным столом. 35 лет жители были приписаны и административно привязаны (пенсии, страховки, лечение в райбольнице и пр.) к подмосковному Сергиевому Посаду. А теперь оказались никому не нужны.
Без прописки
ДЕЛО в том, что документация паспортного стола была передана в Александровский район Владимирской области. Но Владимирская область не горела и не горит желанием принять в свое лоно военный городок. Вот и пинают людей туда-сюда. В Сергиево-Посадском РУВД говорят: "Все вопросы - в Александров. Вы на их территории". В Александрове: "Извините, но вы у нас только на оперативном обслуживании. Участкового за вами закрепили, а паспортов мы не выдаем".
А что выходит на практике? Например, к офицерам едут "доживать жизнь" престарелые матери - и они здесь не могут получать пенсию... Каждый год местную школу заканчивают 40 выпускников. Паспортов у них нет - значит, путь в вузы или на работу закрыт. "Моему сыну 16-й год, а он без паспорта, - говорит командир подразделения N 48701 подполковник Миронюк. - Учится в школе, а куда потом ему поступать?"
А вот другой пример, молодая пара: Сергею - 22, Весте - 18. Он лейтенант, прибыл из воронежской учебки. Она окончила местную школу. Оба без прописки. Год назад решили пожениться. В загсе пояснили: "Мы не можем поставить печать в свидетельство о рождении или в военный билет - нужны паспорта". Сергей, получив подъемные за офицерское звание, купил обручальные кольца. "Раз государство не может зарегистрировать наш брак, будем жить без его санкции. Как настоящие муж и жена", - сказал он. Бабушка Весты сокрушается: "А если ребеночек родится? На кого записывать?"
Местные поселковые власти сочувствуют военным-бомжам. Умерших стариков хоронят на своих кладбищах, хоть и не положено (в некоторых деревнях за "незаконные" похороны берут мзду). Зато в райвоенкомате призывникам из городка всегда рады: "Хотите или нет, но вы наши". Ставят на учет и призывают. Отсутствие прописки не помеха.
"Отдадимся американцам!"
ТРИ года жители Сергиева Посада-15 обивают пороги министерств и ведомств. Все без толку. Вот что написало им командование РВСН: "Несогласованность действий МВД РФ и МО РФ в части ликвидации специализированного органа внутренних дел произошла ввиду недостаточного понимания последствий реорганизации воинских частей РВСН". Ошибку, значит, признают. Только исправлять не спешат.
Попав в сложную ситуацию, люди крутятся как могут. Временно регистрируются у деревенских бабулек (не бесплатно, конечно же), чтобы полгода получать пенсию - 1900 руб. Потом вновь сидят без денег. Наиболее предприимчивые покупают бланки паспортов и за взятки (150-200 долл.) ставят штамп несуществующего(!) отделения милиции. Это решает все проблемы: человек обретает социальный статус.
На последних выборах Сергиев Посад-15 прокатили. Не решив, кому принадлежат 1440 избирателей, ни в чьи списки их так и не включили. Впрочем, ракетчиков это не расстраивает: "Знаете, у нас есть авантюрная идея. Раз мы никому не нужны, давайте объявим нашу территорию автономной зоной. А потом сдадим ее в аренду американцам - под военную базу. Диспозиция неплохая, Кремль отсюда видно".
P. S. Редакция просит министра обороны Сергея Иванова обратить внимание на эту публикацию.