В минувшее воскресенье в Колонном зале Дома союзов завершился суперматч между двумя сильнейшими шахматистами мира - Владимиром Крамником и Гарри Каспаровым. Равенство за доской было нарушено только в последний день. Каспаров выиграл наиболее зрелищную часть поединка - блиц - и добился общей победы.
"КЛАССИЧЕСКАЯ" часть матча, а также шесть партий в "быстрые" шахматы, которые "два К" сыграли ранее, закончились мирно. Что, естественно, не подогрело болельщицкий интерес. Даже сам Каспаров позднее признался: "Подозреваю, что после первых дней многие злословили, мол, они собираются расписать ничью. В блице мы, по-моему, доказали, что с самого начала были настроены на острую, бескомпромиссную борьбу..."
В том-то и дело, что бескомпромиссной борьба была только в блице. После отказа Анатолия Карпова от участия в матче призовой фонд Мемориала Ботвинника, как для благозвучия именовался коммерческий матч "двух К", увеличился до 500 тыс. долл. Такое повышение призового фонда, отметили устроители турнира, соответствует повысившемуся статусу соревнования. И статус повысился, и денег прибавилось, но вот сама благородная цель - почтить память учителя - за разговорами о статусе и деньгах как-то потускнела. К тому же и цены на билеты от 100 до 500 руб. отпугнули большую часть поклонников Каиссы.
Тем же, кто хочет почувствовать дух настоящей спортивной борьбы, не выхолощенной антуражем, который всегда был свойственен нашим великим шахматным гениям - Алехину, Ботвиннику, Смыслову, советую посетить Государственный Кремлевский дворец. Там на чемпионате мира
ФИДЕ есть всё: и зал, наэлектризованный эмоциями, и гробовая тишина в решающий момент, и взрыв аплодисментов, от которого можно упасть в обморок. Тут может быть тесно, но не бывает скучно. Здесь малышня от двух лет и старше собирает автографы и общается с гроссмейстерами.
"А сколько же тебе лет?" - спросил у подошедшего мальчишки гроссмейстер Евгений Бареев. "Девять", - ответил тот. "А разряд какой?" - "Второй". - "Ну, ты молодец. Больше занимайся, главное в нашем деле - труд".
Совету Бареева, похоже, в прямом смысле следует в своей карьере 17-летняя москвичка Александра Костенюк. Никто, пожалуй, на женском чемпионате мира не ожидал такого головокружительного взлета молодой россиянки, кроме, наверное, ее папы, в глазах которого всегда светилась непоколебимая вера в талант своего чада. Зрители с энтузиазмом приветствовали выход юной Александры в финал мирового первенства.