Примерное время чтения: 4 минуты
850

Под перевернутым флагом

10 ЛЕТ назад над Кремлем российский триколор сменил алый флаг СССР. Автор этой заметки - журналист Борис ГРИЩЕНКО. Три десятка лет он работал в так называемом "кремлевском пуле". Сейчас готовится к изданию его книга "Улыбнитесь Кремлю". Предлагаем небольшой отрывок из нее, посвященный печальной дате - 10-летию последнего спуска с флагштока в Кремле флага СССР.

ФЛАГ сняли 25 декабря 1991 г. без всякой церемонии спустя 38 минут после того, как Горбачев обратился к народу с объяснением причин своей отставки. Около 5 минут кремлевская цитадель стояла вовсе без флага, но вот в туманных сумерках непогожего дня в 19.43 по московскому времени над Кремлем было поднято трехцветное полотнище российского стяга. Так буднично окончила существование советская империя, сердцем которой 73 года оставался Кремль.

Флаг снимали Валерий Кузьмин и Владимир Архипкин - рабочие технической службы Кремля.

Последнее "прощай"

КРЕМЛЬ чем-то напоминает Зимний, захваченный большевиками таким же непогожим вечером 1917 г. Массивные двери кабинетов распахнуты, кабинеты пусты. Ковровые дорожки не чищены и сбиты, там и сям видны затоптанные окурки. Охрана разбрелась, многие посты брошены.

Осталась охрана лишь возле кабинета, на дверях которого - золотистая металлическая табличка: "М. С. Горбачев, Президент Союза Советских Социалистических Республик". Здесь же, рядом, рабочий с отверткой в руках примеривается, как ловчее эту табличку снять.

Я пришел в этот кабинет за полтора часа до заявления Горбачева о своей отставке. Он пригласил небольшую группу советских и иностранных журналистов присутствовать при телефонном разговоре с президентом США Дж. Бушем-старшим.

На линии - Кэмп-Дэвид, где проводит Рождество президент США.

- Приветствую тебя, Джордж, рад слышать и поздравить с Рождеством! - обращается к другу Михаил Горбачев. - Из-за этого разговора я даже тянул время, когда выступить по телевидению с кратким заявлением. Сделаю это сегодня, через полтора часа...

"Ситуация в Союзе в вопросе о государственности пошла по другой колее, чем я предполагал, - признает Горбачев. - ...Но все остается в конституционных рамках, - заверяет Горбачев Буша. - Ты можешь спокойно провести этот рождественский вечер".

Тайный посредник

ИТАК, эра Горбачева завершилась. Журналисты толпятся в коридоре, надеясь присутствовать при передаче "ядерной кнопки" Борису Ельцину. Но время идет, а коды пуска ядерных ракет по-прежнему у Горбачева, который является уже частным лицом.

Через какое-то время мы увидели, как из гардеробной к лифту чуть ли не бегом двинулась группа людей в штатском и прошла в кабинет Горбачева. Среди прошедших своей массивной фигурой выделялся тогдашний министр обороны СССР маршал Евгений Шапошников. Он и был тайным посредником между Горбачевым и Ельциным при передаче ядерного чемоданчика.

- Как происходила передача ядерных кодов? - крикнули мы ему через головы охранников.

- Как положено! - бросил на ходу Шапошников и спешно нырнул в лифт.

Вряд ли мог предположить находившийся в Кэмп-Дэвиде Джордж Буш, что зловещая советская "ядерная кнопка" пусть даже на какое-то время окажется в руках частных лиц и военных. Когда назавтра, 26 декабря, уже бывший Президент Союза приехал в Кремль, чтобы взять кое-какие личные вещи, его не пустили в кабинет. Там сидел Борис Ельцин, отказавшийся даже принять Горбачева.

В сумятице того вечера как-то забылась история, связанная с подъемом нового государственного флага над Кремлем. Как только полотнище триколора развернул ветер, кто-то из стоявших у окна третьего этажа главного корпуса в сердцах выругался:

- Говорил же им, стервецам, как вешать. Ни черта не слушают!

"А пошли вы все..."

ОКАЗАЛОСЬ, что флаг повесили вверх ногами. Снова послали за Кузьминым и Архипкиным. Те появились, уже выпивши. На требование своего начальства "немедленно исправить ситуацию" ответили со всей пролетарской прямотой:

- Тебя это колышет, ты и полезай на крышу, под дождь...

В итоге после долгих препирательств исторический казус был исправлен. А я до сих пор жалею, что в тот вечер у меня не оказалось с собой заветной "пол-литры", за которую рабочие готовы были отдать последний главный флаг СССР.

Позднее узнал, что в 1995 г. рабочие подарили его Вячеславу Костикову, когда тот уходил с должности пресс-секретаря президента.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно