В ушедшем от нас
достопамятном веке,
При Лене-генсеке, в державе крутой,
Четыре копейки он стоил в аптеке -
Народных стихов неказистый герой.
НАШИ мужики очень привередливы. Настолько, что погубили всю отрасль российской промышленности - производство презервативов. Из трех существующих в России заводов по изготовлению кондомов один (в Серпухове) вообще стоит, другой (армавирский) еле-еле обеспечивает своей продукцией Краснодарский край, а третий - в подмосковном поселке Баковка - теперь разливает шампуни и делает резиновые перчатки. А ведь наша резинка была самая надежная в мире...
"Изделие N 2"
В ОФИЦИАЛЬНЫХ бумагах презерватив именуется "изделием N 2": по соответствию второму стандарту - европейскому (первый стандарт - восточный - меньше. Длина европейских должна быть 190 мм, ширина - до 54 мм. У восточных размеры миниатюрнее - 178 и 46 мм).
"На самом деле от былого "соответствия" осталось одно название, - говорит директор Баковского завода резиновых изделий Валерий Прослов. - Презерватив в России по ГОСТу мог делаться только одного вида: получался он грубоватый на ощупь и малочувствительный". Зато кондом должен был выдержать нагрузку в 200 кг на квадратный сантиметр. Или ведро воды.
Как только в страну хлынул импорт, иностранные резинки с чуждым банановым вкусом совсем задавили отечественный кондом. Баковский завод, правда, пытался подстроиться под сексуальную революцию: на презервативы стали наносить резьбу, делать их разноцветными, даже светящимися в темноте. Но разврат не помог - народ все равно покупал, что подороже.
И совершенно зря. Конечно, чем тоньше резинка - тем чувствительнее. Распространенная во всем мире толщина стенок презерватива - 0,04 мм. Это действительно очень мало. Но исследования показали: чем тоньше презерватив, тем больше в нем микропор. Сперматозоид через них не протиснется, а вирус, к примеру, СПИДа - может. Наша толщина - 0,09 миллиметра.
Кроме того, "в России все, что делается из латекса, изначально убыточно, - считает Леонид Шинкарев, главный инженер Баковского завода. - Ведь производится этот материал из сока тропического растения гевеи и содержит в себе изначально 40% жидкости". Получается, во время транспортировки почти половина груза состоит из воды. Это дорого и неудобно. Поэтому и себестоимость "изделия номер два" 2 рубля. А у индонезийцев, которые завозят в Россию уже готовую продукцию, - 80-90 копеек, хотя качество при этом несравнимо хуже.
Нешуточная конкуренция
"Я БЫЛ недавно в Таиланде, - рассказывает Леонид Шинкарев, - там вдоль дороги стоят заводы резиновых изделий немцев, англичан, американцев. Они правильно сделали: наладили производство в странах, где латекс растет, - там он дешевый. Даже корпуса не надо отапливать - жара. Там же укладывают презервативы в красочные коробочки и пишут: "Made in England", к примеру. И везут в свою Англию продавать. А у нас так сделать просто денег не хватает".
Однажды Баковский завод все же попытался: создал совместное предприятие с Вьетнамом. Но потом политические отношения между странами ухудшились, и все оборудование на вьетнамской земле вместе с персоналом кануло в Лету.
Хотя, может быть, "изделие номер два" еще вернется на российские прилавки. Баковский завод подумывает наладить производство в офшорной зоне в Бресте.