Примерное время чтения: 4 минуты
144

За психику заложников государство не отвечает

8 ФЕВРАЛЯ в Театральном центре на Дубровке пройдет премьера возрожденного мюзикла "Норд- Ост". Среди гостей ожидаются представители деловой столичной элиты, Совета Федерации, депутаты Госдумы и работники московской мэрии - все те, кто так или иначе помог восстановить мюзикл.

А НА ПРОШЛОЙ неделе Тверской суд Москвы отклонил иски троих бывших заложников "Норд-Оста" к правительству Москвы, основанные на статье 17 Федерального закона "О борьбе с терроризмом". На сегодняшний день 80 истцов требуют от столичных властей возмещения морального и материального вреда на суммы от 1 до 1,5 миллиона долларов. Следующая часть исков будет рассмотрена в середине февраля, и, скорее всего, их постигнет участь первых трех.

Как объяснили юристы, 17-я статья Федерального закона "О борьбе с терроризмом", предполагающая компенсацию морального вреда жертвам теракта со стороны субъекта Федерации, противоречит Гражданскому кодексу и Конституции, по которым моральный вред компенсируется только в том случае, когда доказана вина причинителя этого вреда. Именно на этом и основывается позиция московского правительства, которое не признает себя виновным. Следствие по событиям октября 2002 года в Театральном центре на Дубровке еще не закончено. Но, как показывает практика, крайними окажутся террористы, а они все мертвы. Может, именно поэтому представители столичной мэрии в суде посоветовали заложникам предъявлять иски именно к банде Бараева. "Но подобные иски не урегулированы нашим законодательством, - говорит адвокат потерпевших Людмила Трунова. - В Америке арестованы счета организаций, имеющих то или иное отношение к организаторам терактов 11 сентября, и люди могут реально получить компенсации именно от этих структур. У нас ничего подобного нет.

Многие обвиняют бывших заложников в жадности. Но дело не в миллионах. Например, у одной нашей подзащитной на "Норд-Осте" погиб муж. Он имел хорошую, высокооплачиваемую работу, по подсчетам специалистов, до пенсии мог бы заработать примерно 350 000 долларов. Если бы его вдове государство выплатило хотя бы третью часть этих денег, она не пошла бы в суд. Если честно, мы предполагали, что дело затянется, а оно было решено в рекордные сроки - процесс длился пять дней".

Но это не конец борьбы бывших заложников с государством: в Мосгорсуд уже передана кассационная жалоба на постановление Тверского суда. По поводу результата ни истцы, ни их адвокаты иллюзий не питают и уже готовы к тому, чтобы идти до конца, вплоть до Европейского суда по правам человека в Страсбурге. Судя по всему, именно там в конце концов и решится вопрос. В пользу ли жертв теракта на Дубровке - неизвестно. Исходя из практики обращения наших граждан в страсбургский суд, за последние 4 года только три жалобы россиян из почти десяти тысяч поданных были признаны приемлемыми, а по двум из них Европейский суд обязал Россию выплатить компенсации в размере 3000 и 8000 евро. Хотя в поданных исках были указаны суммы от 1 до 1,3 млн. долларов.

Ситуация с обращением в суд бывших заложников "Норд-Оста" уже давно превратилась из дела о материальной компенсации в политическую акцию и разделила наше общество на тех, кто поддерживает жертв теракта и кто стоит на позициях столичной администрации. Московское правительство, которое отказывается признать свою вину, право в том, что ответственность за случившееся должны взять на себя федеральные власти. Люди не по своей вине попали в ту трагическую ситуацию. Ведь именно государство несет ответственность за известные события в Чечне. А теракт на Дубровке - реакция на эти события. И еще один момент: многие из опрошенных нами москвичей считают, что, если бы изначально был продуман вопрос выплат жертвам, увеличив суммы для наиболее пострадавших и нуждающихся в адресной материальной помощи бывших заложников, вряд ли последние пошли бы в суд. Впрочем, по мнению депутата Госдумы, бывшего министра юстиции Павла Крашенинникова, это был единственный цивилизованный путь отстоять свои права. Пусть даже он и подсказан адвокатами. На Западе это обычная практика - после терактов 11 сентября на Манхэттене появились даже такие объявления: "Окажем адвокатские услуги по защите бен Ладена". Но на Западе и правосудие считает своим приоритетом отстаивать прежде всего права каждого отдельно взятого гражданина, а не государства, если оно не право. Нам до этого далеко, но первые шаги уже сделаны бывшими заложниками "Норд-Оста".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно