Сейчас много шумихи вокруг проекта поворота сибирских рек в Среднюю Азию. Кроме того, президент хочет построить трассу Чита - Хабаровск, которая позволит ездить из Москвы во Владивосток на автомобиле. А какова судьба других грандиозных строек - скажем, БАМа? Было бы интересно узнать и о фантастических идеях, которые рождались в умах советских ученых, но так идеями и остались...
Н. К у п р и я н о в, Тюменская обл.
ПРОЕКТ переброски части стока сибирских рек в Среднюю Азию и Казахстан заморозили на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО). 14 августа 1986 г. ЦК КПСС постановил прекратить по нему работы: у экспертов набралось около 80 критических замечаний. А вообще-то в 50-е гг. существовал более радикальный план - великий сталинский план преобразования природы. Согласно ему Аральское море собирались просто уничтожить и засадить эти земли хлопком и рисом.
БАМ, на который ушло около 10 млрд. руб. (вместо 2 млрд. запланированных), был открыт в 1988 г. и работает до сих пор, но магистраль оказалась не такой загруженной, как предполагалось. К тому же БАМ стал заложником политических перемен: властям стало не до него, и на проект повесили ярлык "дорога в никуда". Сейчас к дороге проявляют интерес сырьевые компании, ведь этот регион богат природными ресурсами. Также поговаривают о строительстве моста, который соединит остров Сахалин с материком, - в этом случае через БАМ можно будет возить грузы из Европы в Японию и обратно.
Фантастических проектов в СССР хватало. Например, план "глубокого ввода" в Москве: в 30-е гг. предполагалось перекроить весь центр города сетью громадных эстакад и тоннелей - по ним должны были носиться и маневрировать железнодорожные составы. С началом "холодной войны" один военный инженер предлагал соорудить огромную пушку, которая стреляла бы из Восточной Европы по Вашингтону.
Лунная гонка, которую мы проиграли американцам, обошлась, по некоторым оценкам, в 10,5 млрд. советских рублей. С Луной связывались грандиозные планы: создание лунных баз (программы "Звезда" и "Вулкан"), разведка и добыча полезных ископаемых, а затем полная колонизация спутника. С 1969 г. (американцы уже высадились на Луну) все усилия бросили на марсианскую программу. В ее рамках, кстати, было сделано много полезных разработок, и они еще могут пригодиться. Но в те годы стало очевидно, что ресурсов жизнеобеспечения экипажа на дорогу туда и обратно может не хватить. Так родился миф о космонавте, который должен долететь до Марса, рапортовать оттуда очередному съезду КПСС и после этого... застрелиться. Похожую инициативу действительно высказывал Михаил Бурдаев, так ни разу и не слетавший в космос. Впрочем, после четырех пробных запусков ракеты Н-1, которые завершились авариями, от марсианской программы тоже отказались.