КАЖДОЕ время года в природе имеет свои приметы. Есть они и у нас в испорченном индустриализацией обществе. Например, появление копошащихся в моторах и суетящихся вокруг малолитражек граждан в перепачканных одеждах стало одним из самых верных признаков весны. Всем нужно, чтобы их стальные "кони" встретили дачный сезон в лучшей форме. Только вот все ли знают, на что особенно следует обратить внимание при подготовке автомобиля к активной летней эксплуатации?
Своими рекомендациями делится инженер Виктор КАЗАНЦЕВ.
Ощутимый урон зимы
НАЧНУ с внешнего вида. Определите, насколько ощутимый урон нанесла зимняя стоянка или, наоборот, активная зимняя езда кузову вашего автомобиля. Для этого хорошенько отмойте его и проверьте на предмет очагов коррозии. При их обнаружении проведите антикоррозионную обработку. Делать ли ее самому или на автосервисе, решит ваш бюджет и желание повозиться с автомобилем. Если ржавчина сильно затронула лакокрасочную поверхность, поврежденные участки следует зачистить шкуркой, обработать преобразователем или очистителем ржавчины, а потом загрунтовать и закрасить. Большие объемы работ лучше проводить на СТО. Напомню, кузов - самая дорогая деталь вашего автомобиля. Поэтому вопрос его сохранения - это не просто вопрос косметики и одно из условий прохождения техосмотра.
Посвятите некоторое время аккумулятору и электрике.
Подзарядите аккумулятор, проверьте уровень электролита в каждой банке, зачистите и смажьте клеммы техническим вазелином. Проверьте работу фар, подфарников, указателей поворотов, электровентилятора (если таковой имеется) и радиатора системы охлаждения. Зимой и в межсезонье при частой смене температур электрические контакты имеют обыкновение окисляться. Для восстановления токопроводности достаточно бывает разъемы очистить мелкой шкуркой или обработать составом типа WD-40.
Проверьте уровень масла в двигателе, коробке переключения передач и мостах. Смените топливный фильтр, произведите замену масляного фильтра в случае смены масла. Обратите внимание на уровень тормозной жидкости в системе тормозов и приводе сцепления. Если вы пользуетесь машиной более двух лет, смените тормозную жидкость, как это рекомендует инструкция по эксплуатации вашего автомобиля. Со своей стороны напомню, что, сменив жидкость, вы устраните серьезный фактор риска отказа тормозов.
Дело в том, что тормозная жидкость по своей природе очень гигроскопична. Она вбирает в себя влагу из воздуха. Переизбыток влаги в жидкости внешне ничем не выдает себя. Зато с повышением температуры, а при частом и активном пользовании рабочие детали тормозной системы нагреваются до 100 C и выше, влага превратится в пар, и тормозная жидкость перестанет передавать давление на колодки. Все ваши усилия будут гаситься образовавшимися в трубопроводах паровыми пробками, как бы яростно вы ни давили на педаль. Колодки останутся неподвижными. И, казалось бы, еще некоторое время назад эффективно работавшие тормоза превратятся в никчемную вещь. Немногие об этом знают!
Самое неприятное заключается в том, что на автомобилях нет сигнализаторов избыточной влаги в тормозной жидкости, поэтому самый верный и пока единственный способ избежать неприятностей - регулярная смена жидкости каждые два года.
Коль заговорили о тормозах, нелишне визуально проверить герметичность трубопроводов, тормозных цилиндров, а также состояние колодок. Безоговорочно меняйте колодки на новые, если их толщина уменьшилась до 1,5 мм. При неравномерном износе колодок на задних барабанных тормозах (обычно интенсивнее стираются обращенные к передним колесам колодки) поменяйте их местами. Так вы сможете продлить им срок службы до замены.
Доведите до рекомендуемого инструкцией давление в шинах. Осмотрите покрышки. Рисунок протектора, пусть и для летней эксплуатации, не должен быть изношен. Шины не должны иметь заметных порезов и трещин. Особенно это касается боковин радиальных шин - они более нежные в сравнении с диагональными, их легче поранить при неаккуратной парковке.
Убедитесь в отсутствии люфтов в деталях рулевого механизма. Лучше такие проверки делать на станции техобслуживания.
Внимание - подвеска
ОСОБО хотелось сказать о ходовой части и шаровых опорах. Им, пожалуй, больше других достается от специфики российских дорог, и тем более в весеннюю пору, когда попавшая в трещины вода, замерзнув, разрывает асфальт. В результате колдобин становится больше, а ямы глубже. На шаровые опоры, как основные несущие элементы передней подвески, нагрузки возрастают в геометрической прогрессии. Не всякий шарнир с честью выходит из подобных сезонных испытаний.
А скажите, положа руку на сердце: давно ли вы заглядывали под машину или проверяли шаровые на станции? Для справки: выход из строя шаровой опоры - одна из наиболее характерных поломок подвески у отечественных легковых автомобилей. И зачастую не самых безобидных. Ведь при дефекте этого узла теряется контроль над управлением автомобилем. Вот почему шаровым опорам стоит уделить самое пристальное внимание.
Во-первых, проверьте люфт. Если он появился хотя бы в одном из узлов, советую заменить и остальные (на классических "ВАЗах" шаровых опор четыре: две верхние и две нижние, на переднеприводных "ВАЗах" и "Москвичах" - только две). Дело в том, что ресурс у опор примерно одинаков и при равных условиях эксплуатации срок службы - тоже, а значит, вскоре потребуют замены и другие шаровые. Зато в этом случае вы выиграете в деньгах - вам не придется по нескольку раз платить за регулировку "развала/схождения", которую следует проводить каждый раз после замены хотя бы одной из опор.
Главное - надежность
ВО-ВТОРЫХ, для замены используйте опоры только известного и зарекомендовавшего себя производителя. Наиболее надежные, совершенные и специально подготовленные к жестким условиям эксплуатации шаровые выпускает производственное объединение "Трек" из Миасса. Его изделия покрыты специальным полимером, который держит гравийный удар, не ржавеет, используемая в них смазка функциональна до температуры -60 С, пыльники изготовлены из материалов и по технологии фирмы "Дюпон". Кроме того, только "Трек" выпускает шаровые опоры "Чемпион", на которых исключен вырыв пальца и которые являются исключительно надежными опорами для эксплуатации по бездорожью и в экстремальных условиях.
Однако главное заключается в том, что трековская продукция изготовлена предприятием, система качества которого сертифицирована уполномоченным органом TUV по стандартам ISO-9001. "Трек" - единственный из отечественных производителей в данной отрасли, кто достиг международного уровня гарантий качества продукции, предъявляемых к узлам повышенной надежности, к коим и относятся шаровые опоры современных автомобилей. Вот почему, что касается ходовой части, я однозначно рекомендую ставить опоры "Трек".
Теперь, если у вас залит бак бензином, подкачайте топливо вручную в карбюратор, вытяните "подсос" и поверните ключ зажигания. Мотор заработал. Доброго всем пути!