Мало что объединяет Россию со Швейцарией: у одной - бесконечные пространства, у другой - небольшая территория, которую можно пересечь за 5 - 6 часов на автомобиле. А что объединяет - это заснеженные или покрытые льдом дороги. Ведь две трети Швейцарии - горы, где снег лежит с октября по май. Швейцарцы знают, что без правильных навыков управления автомобилем на заснеженной дороге в горах можно попасть в неприятную ситуацию. Поэтому такими навыками овладевают. Благо зимой по выходным во многих городах организуются курсы для водителей: как правильно вести себя на обледеневшей дороге. На занятиях на льду горного курорта Давоса побывал и корреспондент "АиФ".
КУРСЫ организовала известная немецкая фирма, выпускающая надежные и престижные автомобили "Ауди". Инструкторы фирмы для начала предложили выпить по чашечке кофе, чтобы собравшиеся поутру автолюбители окончательно проснулись. Дело ведь нешуточное: предстояло заниматься автомобильным слаломом на зеркально гладком, притом слегка увлажненном льду горного озера.
После 30-минутной лекции с показом слайдов, демонстрирующих преимущества на льду полноприводных автомобилей, оснащенных антиблокировочной системой торможения, нас вывели на лед к новеньким "Ауди-8" (4 X 4, объем двигателя - 4,2 л).
Главное - не упасть при подходе к автомобилю, шутили инструкторы, а дальше будет легче. И действительно, ноги скользят по льду, а внутри авто с шипованной резиной чувствуешь себя куда увереннее.
Занятие шло по отработанной схеме: вначале инструктор показывал, как на большой скорости обойти внезапно появившееся препятствие (обозначенное красными резиновыми столбиками), а затем предоставлялась возможность самому сесть за руль. Пожалуй, самое сложное - прохождение крутого виража на льду на большой скорости. И, наконец, автомобильный слалом, когда машина мчится от одних "ворот" к другим, а в голове стучит одна мысль: главное, чтобы не занесло.
Занятия продолжаются весь день, и к концу понимаешь, что даже 25-летний водительский стаж не дает такой возможности испытать себя в экстремальной ситуации. На льду озера ты можешь выписывать какие угодно "кренделя", благо пространство большое и ни с кем не столкнешься. А навыки, приобретенные за это время, могут когда-нибудь спасти твою жизнь или жизнь другого человека.
Через такие курсы прошли тысячи и тысячи швейцарских водителей. Как правило, для членов "Швейцарского автомобильного клуба" (нечто вроде нашего бывшего ВДОАМ) они бесплатны или организуются за вполне доступную плату. Может быть, и в России найдутся предприниматели (а ледяных и заснеженных площадок и стадионов у нас достаточно), чтобы обучать на платных курсах наших водителей грамотному поведению на опасных дорогах. Глядишь, и у нас меньше будет аварий зимой.
Если суммировать опыт, приобретенный с помощью швейцарских инструкторов и анализа собственных ошибок, то правила безопасного вождения на льду можно сформулировать так:
1. Не делайте резких движений. Если вы трогаетесь с места, то сильный газ, кроме пробуксовывания колес, ничего не даст. Резкий поворот руля гарантирует вам занос, резкое торможение неизбежно приведет к тому, что в лучшем случае вы окажетесь в кювете.
2. Тормозить на льду нужно исключительно аккуратно. Как говорили инструкторы, вы должны представить себе, что между педалью тормоза и вашей ногой находится куриное яйцо (разумеется, свежее, а не сваренное вкрутую), которое вы не должны раздавить.
3. При вхождении в крутой вираж нельзя "бить по тормозам", нужно твердо держать руль, постепенно (не резко!) выруливая и тем самым избегая заноса. Притормаживать на крутом повороте на льду можно, лишь пройдя не менее половины поворота, где небольшой занос даже помогает преодолеть оставшуюся часть пути.
4. Если вы при движении по прямой на льду все-таки ударили по тормозам и тем самым заблокировали колеса, знайте, что машина стала неуправляемой, как бы вы ни крутили рулевое колесо. Если вы не успеваете остановиться до препятствия, отпустите педаль тормоза (колеса разблокируются) и постарайтесь вырулить в сторону от препятствия.
5. Правило, полезное в любое время года: чтобы избежать травм, правильно отрегулируйте положение сиденья водителя. При полностью отжатом сцеплении или педали тормоза нога должна быть слегка согнутой.
6. Правило для людей обеспеченных: для русской зимы и наших дорог желательно приобретать полноприводной автомобиль (не обязательно "Джип"), оснащенный АБС.
7. Правило для всех: не паникуйте, и ваша жизнь будет в ваших руках.
Давос - Москва