Примерное время чтения: 10 минут
116

[Есть ответы] Ваши вопросы от 13.10.1986

Сейчас много пишут, а еще больше говорят о предстоящих изменениях в законодательстве. О том, что оно нуждается в совершенствовании, подчеркивалось и на XXVII съезде КПСС. Хотелось бы подробно узнать о намечаемых изменениях на страницах "АиФ".

С. Егорова, пропагандист, г. Воскресенск, Московская обл.

28 АВГУСТА 1986 г. Президиум Верховного Совета СССР и Совет Министров СССР утвердили План подготовки законодательных актов СССР, постановлений Правительства СССР и предложений по совершенствованию законодательства СССР на 1986-1990 годы.

Планом предусмотрены следующие нормативные документы и сроки их подготовки.

1. Закон СССР о порядке всенародного обсуждения и голосования по крупным вопросам жизни, а также обсуждения населением проектов решений местных Советов. (1987 г.).

2. Закон СССР о печати и информации. (Четвертый квартал 1986 г.).

3. Нормативные акты о повышении роли собраний рабочих и служащих, расширении крута вопросов, по которым решения трудовых коллективов являются окончательными, о создании на уровне предприятий советов трудовых коллективов и постепенном расширении выборности отдельных категорий руководящих работников предприятий. (Второй квартал 1987 г.).

4. Нормативные акты о расширении круга вопросов, которые могут решаться государственными органами только при участии или с предварительного согласия соответствующих общественных организаций, а также о предоставлении этим организациям права в ряде случаев приостанавливать осуществление управленческих решений. (1986-1987 гг.).

5. Закон СССР об индивидуальной трудовой деятельности. (Второе полугодие 1986 г.).

6. Закон СССР о порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права гражданина. (Первый квартал 1987 г.).

7. Предложения о внесении изменений в законодательство по вопросам распределения жилья и его оплаты в зависимости от размеров и качества всей занимаемой площади. (1987 г.).

8. Закон СССР о социалистическом предприятии (объединении). (Второе полугодие 1986 г.).

9. Закон СССР об атомной энергетике. (Первое полугодие 1987 г.).

10. Предложения о внесении в законодательство изменений, направленных на совершенствование системы материально- технического снабжения, повышение роли и ответственности Госснаба СССР и его органов на местах за бесперебойное обеспечение народного хозяйства материальными ресурсами и их эффективное использование. (Четвертый квартал 1986 г.).

11. Предложения по совершенствованию законодательства об использовании вторичных ресурсов в народном хозяйстве. (Первый квартал 1987 г.).

12. Предложения о внесении изменений в законодательство в целях улучшения дела статистики. (Первый квартал 1987 г.).

13. Предложения по законодательному обеспечению планомерной перестройки системы цен в свете указаний XXVII съезда КПСС. (Четвертый квартал 1986 г.).

14. Общее положение о министерствах СССР. (Четвертый квартал 1986 г.).

15. Общее положение о государственных комитетах СССР. (Второе полугодие 1987 г.).

16. Положение о межотраслевых производственных и промышленно-торговых объединениях по изготовлению и реализации товаров легкой промышленности. (Второе полугодие 1986 г.).

17. Предложения по совершенствованию законодательства в целях дальнейшего внедрения экономических методов хозяйствования, значительного расширения самостоятельности колхозов и совхозов, повышения их заинтересованности и ответственности за результаты хозяйственной деятельности, широкого развития коллективного подряда на основе подлинного хозрасчета с переходом в конечном счете всех предприятий агропромышленного комплекса на самоокупаемость и самофинансирование. (1986-1987 гг.).

18. Законодательный акт о внесении изменений и дополнений в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик. (Первое полугодие 1990 г.).

19. Нормативные акты, определяющие взаимоотношения организаций бытового обслуживания с заказчиками, предприятиями промышленности, торговли и других отраслей народного хозяйства. (Второе полугодие 1987 г.).

20. Закон СССР о качестве продукции. (Первый квартал 1987 г.).

21. Закон СССР об открытиях, изобретениях и лицензиях. (Второе полугодие 1987 г.).

22. Положение о Государственном комитете СССР по науке и технике. (Четвертый квартал 1986 г.).

23. Постановление Совета Министров СССР о порядке планирования капитальных вложений и утверждения титульных списков строек. (Четвертый квартал 1989 г.).

24. Правила финансирования и кредитования строительства. (Первый квартал 1988 г.).

25. Правила о договорах подряда на капитальное строительство. (Четвертый квартал 1986 г.},.

26. Правила о договорах подряда на капитальный ремонт зданий и сооружений. (Четвертый квартал 1988 г.).

27. Предложения о внесении в законодательство изменений, направленных на совершенствование управления отраслями транспорта, улучшение координации работы всех его видов, создание единой правовой системы и тарифной политики. (Третий квартал 1986 г.).

28. Устав связи СССР. (Первое полугодие 1988 г.).

29. Предложения о совершенствовании законодательства в целях дальнейшего усиления охраны природы в стране. (Третий квартал 1987 г.).

30. Нормативный акт по вопросам о периодической аттестации ответственных работников аппарата советских и общественных органов, руководящих работников и специалистов народного хозяйства. (1986 г.).

31. Постановление Совета Министров СССР о работе по совместительству. (Четвертый квартал 1986 г.).

32. Положение о дисциплинарной ответственности в порядке подчиненности. (Второе полугодие 1986 г.).

33. Нормативный акт о дальнейшем стимулировании участия пенсионеров в общественном производстве. (1986 г.).

34. Закон СССР о Государственном архивном фонде СССР. (Четвертый квартал 1987 г.).

35. Закон СССР о государственной безопасности СССР. (1990 г.).

36. Постановление Совета Министров СССР об утверждении Положения о Государственном комитете СССР по внешним экономическим связям. (Четвертый квартал 1986 г.).

37. Таможенный кодекс Союза ССР (новая редакция). (Четвертый квартал 1987 г.).

38. Указ Президиума Верховного Совета СССР об исполнении решений иностранных судов. (Первое полугодие 1988 г.).

* * *

Приходится встречать в печати цифровые данные об уровне религиозности у нас в стране. Откуда они берутся? Разве у нас фиксируется число верующих?

В. Салтыков, Пермь.

НАШЕ государство не ведет учета и статистики населения но религиозному признаку. Что же касается публикуемых в различных атеистических изданиях данных о религиозности определенной части населения СССР, то они, прежде всего, имеют чисто оценочный и невсеобъемлющий характер. Эти данные получаются не в результате какой-либо официальной переписи населения или путем проведения прямых опросов верующих, а только на основе анонимных социологических исследований.

В СССР различными научными учреждениями, например Институтом социологических исследований АН СССР, МГУ, ведутся конкретные социологические исследования социалистического образа жизни, духовного мира советского человека, его мировоззрения и уровня развития культуры, в частности различных аспектов воспитания и образования молодежи, в том числе и атеистического. Они осуществляются среди различных слоев общества и категорий населения - рабочих, колхозников, служащих, интеллигенции, учащихся школ, средних и высших учебных заведений и т. д. В таких случаях определенные группы людей подвергаются безымянному анкетированию исключительно добровольно. Это необходимо подчеркнуть, поскольку опрашиваемый имеет полное право отказаться от проведения опроса или же не отвечать на вопросы определенного характера.

Иногда в анкеты включаются вопросы, касающиеся религии и атеизма. Ответы на эти вопросы и дают возможность составить примерную картину религиозности населения.

Однако необходимо учитывать, что данные такого рода не обладают высокой степенью точности, поскольку социологические анкетирования и опросы проводятся не повсеместно и не носят всеобъемлющего характера.

Т. МИХАЙЛОВ.

* * *

Как США получили военную базу в Гуантанамо на Кубе и почему они до сих пор не уходят с чужой территории? Какова позиция кубинцев в этом вопросе?

Г. Пуртов, Магадан.

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ оккупируют часть территории Кубы в 117 км"sup"2"/sup" на берегах бухты Гуантанамо с 1903 года. Гуантанамо - одна из крупнейших военно-морских баз США в Западном полушарии. На ней расположен учебный центр морской пехоты на 2 тыс. человек, склады горючего и боеприпасов, аэродромы для самолетов ВВС и ВМС. Вазу обслуживают 7 тыс. человек. Их дополняют 3-5 тыс. моряков с американских военных кораблей, постоянно находящихся в бухте.

Юридическим основанием для сохранения этой базы, по мнению Вашингтона, служит договор об аренде, заключенный с Кубой в феврале 1903 года. Он был подписан тогдашним марионеточным президентом Кубы Эстрадой Пальмо и президентом США Т. Рузвельтом - автором политики "большой дубинки".

Отказываясь вернуть кубинцам их территорию, США ссылаются на один из основных принципов международного права - необходимость соблюдения заключенных договоров. Тем не менее ни о какой законности этой аренды говорить не приходится. В этом убеждает история заключения договора - этого неравноправного, унизительного и кабального для Кубы документа. Дело в том, что не успела Куба освободиться от испанского господства, как оказалась оккупированной войсками США, которые высадились на острове во время испано-американской войны. США согласились вывести свои войска лишь при условии принятия так называемой "поправки Платта" к конституции Кубы. Эта поправка фактически сводила на нет независимость молодой страны, провозглашенную в 1902 году.

Одно из положений "поправки Платта" содержало обязательство кубинцев "продать или сдать США в аренду необходимые для угольных складов и морских стоянок участки". На основании этого положения США и потребовали предоставления им залива Гуантанамо с прилегающей к нему территорией. Плата за аренду была установлена чисто символическая - 2 тыс. песо (около 2 тыс. долларов). В договоре об аренде Гуантанамо указывалось, что эта часть кубинской территории будет использоваться США "столько времени, сколько они сочтут нужным".

Особо следует отметить то курьезное в юридическом отношении обстоятельство, что "поправка Платта", на основе которой был заключен договор, противоречила духу и букве конституции, провозглашавшей независимость страны. Кроме того, члены Учредительного собрания, утвердившего первую конституцию республики, не имели юридического права включать в нее это положение. Ведь народ избрал их для подготовки текста Основного закона, а не для того, чтобы определять, на какой основе будут строиться отношения с США.

Весьма показательно и следующее.

Несмотря на то что в 1934 г. "поправка Платта" была отменена и между США и Кубой был заключен новый договор, положение о Гуантанамо осталось в нем без изменений.

В незаконном характере продолжающейся американской оккупации Гуантанамо под видом аренды можно убедиться, познакомившись и с самой международно-правовой концепцией аренды. Ведь она обязательно предусматривает установление определенного срока. Сами США после второй мировой войны, заключая соглашения об аренде территории под военные базы, указывали конкретные сроки - 25, 50 или 99 лет.

Незаконность договора об аренде Гуантанамо подтверждает и конвенция о праве международных договоров, принятая в Вене в 1969 году. Она предусматривает порядок прекращения и приостановления действия международных договоров в связи со сложной и быстро меняющейся обстановкой в современном мире. Наконец, сам факт, что база Гуантанамо используется США для подрывной деятельности против Кубы, является достаточным основанием считать недействительным договор о ней.

Важно отметить и то, что существование базы США на кубинской территории несовместимо с нынешней кубинской конституцией, принятой в 1976 году В ней говорится, что Куба отвергает и считает незаконными и недействительными договоры, пакты и концессии, заключенные на неравноправной основе или же которые не признают или ущемляют ее суверенитет.

Позиция кубинского правительства по отношению к этой актуальной проблеме ясна и определенна. Куба считает, что договор об аренде Гуантанамо должен быть аннулирован, а база возвращена без всяких условий. Кубинские руководители неоднократно заявляли, что они не откажутся от борьбы за эту часть территории страны, используя для этого все возможные мирные пути. Однако до сих пор американские власти отвергают справедливые требования Кубы. Недавно агентство Пренса Латина сообщило, что администрация Рейгана обратилась к конгрессу с просьбой о выделении в 1987 финансовом году 2,6 млн. долл. на модернизацию военных объектов на базе Гуантанамо.

А. БАРЫШЕВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно