Примерное время чтения: 8 минут
79

В 1986 г. США экспортировали продовольственных товаров на 26,3 млрд. долл., импортировали - на 20,9 млрд. Агробизнес США: взгляд со стороны

О сельском хозяйстве США, о кредитно-финансовой политике американского правительства в агропромышленном комплексе и о советско-американских отношениях корреспонденту "АиФ" рассказывают специалисты Института США и Канады АН СССР; заведующий отделом сельского хозяйства В. Ф. ЛИЩЕНКО; заведующая сектором Л. В. ОСПИННИКОВА и старший научный сотрудник Е. Н. ВАСИЛЬЕВА.

КОРР. В вещании на СССР "Голос Америки" не упускает возможности лишний раз подчеркнуть, что всего несколько процентов от числа занятых в общественном производстве США обеспечивают продовольствием не только всю страну, но и значительные экспортные поставки. Насколько обоснованны эти утверждения?

В. Л. Не стоит, разумеется, умалять достоинств американских фермеров - производителей сельхозпродукции, но хотелось бы дать несколько уточнений.

В середине 80-х годов непосредственно в сельском хозяйстве США действительно было занято чуть больше 3 млн. человек, что составляло приблизительно 3,2% к численности рабочей силы. Но необходимо учесть, что занятых в агропромышленном комплексе США, куда помимо производства входит переработка, распределение и разного рода услуги, о которых "Голос Америки" предпочитает не говорить, значительно больше: 3 миллиона - это 14% занятых в АПК. Общее же число занятых в АПК по отношению к численности рабочей силы в США составляет 23%. В СССР этот показатель несколько выше - 33%, но он вполне сопоставим с американским.

Немало противоречий и в методике подсчета частично занятых в сельскохозяйственном производстве США, имеющих основной источник доходов вне сельского хозяйства; управленческого персонала крупных ферм, объединений и кооперативов; лиц, занимающихся садоводством и огородничеством в свободное время (а их в США становится все больше); мигрирующих сельхозрабочих; сезонников из Мексики, нелегально переходящих американскую границу, а также членов фермерских семей. Все эти люди реально существуют, так что американские специалисты оперируют приблизительными и весьма заниженными цифрами, сознательно, в пропагандистских целях используя по существу рекламные, а не экономические показатели, такие, как, например, "число лиц, которых обеспечивает продовольствием один занятый в сельском хозяйстве США".

КОРР. То, что сельское хозяйство США добилось значительных успехов, - неоспоримый факт, но всегда ли эти успехи связаны с частным предпринимательством? Возникает вопрос: не используются ли в агробизнесе Соединенных Штатов кооперативные формы сельхозпроизводства?

Л. О. С 1960 по 1985 г. из производства было вытеснено почти 1,7 млн. ферм, и число их на сегодняшний день уменьшилось до 2,3 млн. При этом наиболее интенсивно шло разорение мелких ферм с годовым объемом продаж не более 20 тыс. долл. С 1981 г. стали убыточными фермерские хозяйства с объемом продаж до 40 тыс. долл.

С первой половины 80-х годов сельское хозяйство США переживает тяжелый финансовый кризис, который вывел его на новый уровень концентрации производства и капитала. 85% сельхозпродукции поставляют так называемые крупные "семейные фермы" и корпорации. По официальным данным, в США сейчас действует 52,7 тыс. объединений - корпораций, созданных в результате слияния капиталов ранее независимых "семейных ферм", и 7,1 тыс. несемейных корпораций.

То есть время единоличных фермерских хозяйств близится к закату. Будущее - за крупными объединениями.

КОРР. О возможностях США экспортировать сельхозпродукцию говорится много, но значительно реже признают, что страна в то же время является крупным импортером сельхозпродукции, в том числе из Советского Союза. Каковы объемы этого торгового обмена?

Л. О. Соединенные Штаты являются крупнейшим в мире экспортером и импортером продовольствия. В 1986 г. они вывезли сельскохозяйственной продукции на сумму 26,3 млрд. долл., а ввезли необходимых им продовольственных товаров на 20,9 млрд. В физических объемах экспорт составил 109,9 млн. т, а импорт - 17,1 млн. т.

Крупнейшими статьями импорта в США в 1986 г. были кофе, какао, вина и напитки, сахар, продукция отраслей животноводства, овощи и фрукты. В СССР ежегодно закупается продукция сельского хозяйства на сумму 9 - 11 млн. долл. (без учета импорта рыбы и морепродуктов). Основную часть импорта (более 8 млн. долл.) составляют меха, на незначительные суммы завозятся овощи (не более 300 тыс. долл.), на 120 - 130 тыс. долл. - табак, вина, казеин. Небольшую часть выручки дает торговля лошадьми, свининой, овчиной, фруктами.

КОРР. Как можно прокомментировать обвинения в адрес СССР, касающиеся нарушения договора о закупках зерна, с которыми не так давно выступил министр сельского хозяйства США?

В. Л. Нашу торговлю с США в первую очередь ограничивают более высокие по сравнению с другими экспортерами цены на зерно. В значительной степени ей мешает и политическая линия американской администрации, направленная на достижение односторонних выгод в торговле, привязывание нашей страны к американскому рынку продовольствия для последующего экономического и политического диктата.

Экспортируя в 70-х годах значительное количество сельхозпродукции в нашу страну (в первую очередь фуражного зерна) и имея в лице СССР крупнейшего и гарантированного торгового контрагента, США тем не менее всячески стремились навязать невыгодные для нас "пакетные" соглашения, связывать торговые контракты с политическими условиями, выступать с позиции силы, применяя методы торговой дискриминации и шантажа.

При этом нарушались торговые обязательства по срокам поставок, качеству продукции и т. д.

Будучи крупнейшим для США покупателем сельхозпродукции, мы до сих пор не получили статуса государства, имеющего режим наибольшего благоприятствования в торговле (этим статусом пользуется большинство стран), что имеет первостепенное значение для развития нашего экспорта в США.

В настоящее время, в силу указанных причин, мы вынуждены свернуть закупки сельхозпродукции в Соединенных Штатах, что и имел в виду министр сельского хозяйства США Р. Линг. Но подобный шаг СССР был абсолютно правомерен и продиктован полной неприемлемостью позиции американских правящих кругов, проводимой ими внешнеторговой политики.

КОРР. Однако, как нам известно, в то же время СССР идет на развитие сотрудничества с США в других областях. У американцев хорошо налажена работа пищевой промышленности, холодильного хозяйства, общественного питания. Какие возможности, с точки зрения приобретения положительного опыта в этих областях, просматриваются в связи с возможным открытием у нас в стране сети закусочных типа "Макдональдс"?

Е. В. Нам кажется, что культура питания и культура кухни должны развиваться на основе национальных традиций, но и с учетом мирового опыта. Перестроить нашу систему питания по образцу и подобию американской, во-первых, невозможно, во-вторых, неразумно. Для нашей страны вопросы культуры питания лучше решать по следующим направлениям.

Совершенствовать систему розничной торговли и расширять ассортимент продуктов главным образом за счет полуфабрикатов и продуктов, приготовление которых в домашних условиях не занимает много времени и не дает отходов. Для этого прежде всего надо перестроить и модернизировать пищевую промышленность и систему торговли, улучшить материально-техническую базу домашнего кухонного хозяйства. Здесь, безусловно, могут пригодиться отдельные черты американского опыта по организации безотходного производства и созданию техники для пищевой промышленности.

Далее, интенсивно развивать систему общественного питания, где наиболее перспективны новые организационные формы - кооперативные, действующие с учетом национальных и местных особенностей.

Только в этом может заключаться решение вопроса. Надежда на создание предприятий типа "Макдональдс" в качестве единственного решения вопроса необоснованна. Они могут быть частично использованы только в крупных городах. При этом необходимо учитывать, что преимущества продукции системы "Макдональдс" заключаются только в быстроте приготовления и обслуживания, в стандартности и, что немаловажно, в гигиеничности пищи за счет использования одноразовой посуды.

Если эти преимущества и, если хотите, условия не будут соблюдаться, что зависит от правильной организации работы, то развитие предприятий системы "Макдональдс" в нашей стране станет прямым разбазариванием валютных средств, так как фирма "Макдональдс" - это не благотворительное учреждение, а прежде всего коммерческое предприятие, ориентированное на получение прибыли.

Можно сослаться на печальный опыт использования в нашей стране оборудования возникших в последние годы пиццерий. Вместо того чтобы стать первым в нашей стране предприятиями массового и быстрого стандартного питания, они превратились в некие рестораны-кафе, где подается необоснованно дорогая пища, далеко не лучшего качества, а время на питание занимает не менее 1 часа.

КОРР. К тому же любое предприятие общественного питания - это лишь вершина пирамиды, в основании которой лежит правильно организованная работа многих и многих предприятий и целых отраслей народного хозяйства.

В. Л. Совершенно верно. Нельзя рассчитывать на быстрый успех в перестройке системы питания преимущественно за счет развития сотрудничества с иностранными фирмами. Надо прежде всего перестраивать систему торговли и общественного питания изнутри, за счет собственных ресурсов, в том числе за счет всемерного стимулирования развития кооперативных форм обслуживания.

Сотрудничество с иностранными фирмами должно ориентироваться главным образом на сооружение предприятий по производству оборудования, которые позволят поднять материально-техническую базу пищевой промышленности и торговли. При этих условиях налаженное производство традиционных для нашей страны продуктов питания типа пельменей, кулебяк, пирогов и т. п. может быстрее решить и проблему быстрого стандартного питания.

Беседу вел Н. ЧАПЛЫГИН.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно