В "АиФ" N 49 было опубликовано интервью с руководителем производственного объединения "Мосмясопром" ("не приезжайте в Москву за мясом!"). Продолжая исследовать судьбу столь столь дефицитного ныне продукта, мы обратились к директору одного из десяти холодильников "Мосмясомолторга". По договоренности с ним мы не называем ни фамилии собеседника, ни номера холодильника.
- Бедственное положение столицы - это целиком вина Моссовета и его исполкома?
- В том-то и дело, что нет. Не они хозяева нашей продукции.
- Кто же тогда хозяин?
- Не я и не мои коллеги, и даже не Минторг. Хотя именно оттуда и спускаются нам указания, сколько и кому дать продукции. Это и есть фонды, за которые мы не можем выйти.
- А кто же их устанавливает?
- Их устанавливает и спускает в Министерство торговли Совет Министров СССР - для всей страны. Из чего они исходят, я не знаю, так как этих фондов недостаточно.
- Возможно, это зависит от того, что мяса действительно нет?
- Это заблуждение. Мясо есть, есть и колбасы, и мясные консервы, и птица. Причем все это есть в достаточном количестве и в Москве, чтобы снять ажиотаж даже в таком многомиллионном городе. Плохо, правда, с сыром и яйцами.
Что же это за мясо, советское или импортное?
- И то, и другое. Что касается импортного… то результаты поездок Президента СССР на переговоры в различные государства мы сразу прочувствовали на своей продукции. Он не зря ездит.
- Но где же это мясо? Почему его нет на прилавках? Ни нашего, ни заграничного...
- Чтобы вы поняли суть проблемы, разъясню. На каждую область, город, район "спускаются" такие фонды, в которых точно указывается, сколько продуктов должно поступить на прилавки. Мы называем эту продукцию - "свободный груз". Ни килограммом больше. Даже если положение будет такое напряженное, как теперь в Москве. Остальная часть продукции, хранящейся у нас, является резервным фондом. Как только заканчивается год, из резервного фонда в свободный поступает ровно столько, сколько указано свыше по фондам.
- Но, наверное, это и есть стратегические запасы на случай войны?
- Да, именно так и есть. Но не только в случае войны, а и в случае бедствия. Как теперь, например. К 31 декабря москвичи мяса не получат. Фонды исчерпаны. А вот 1 января в магазины пойдет продукция.
- Так было всегда?
- Нет. Когда раньше перед праздниками такое случалось, трубку поднимал первый секретарь МГК и звонил в Совмин СССР. Оттуда поступала "команда" выдать сверх нормы Минторгу СССР из фондов, а дальше все шло по цепочке к нам. Теперь, как известно, эта цепочка оборвана на самом верху, а председатель Моссовета, видимо, для Совмина СССР не авторитет.
- Везде пишут и говорят, что во всем виноваты вы, потому что не разгружаете вагоны с мясом и другими продуктами…
- Это заблуждение. Мы разгружаем и можем разгружать еще больше. Но куда это девать? Все равно на ногах, как гири, висят эти фонды. Холодильники Москвы могут свободно кормить город ажиотаж спадет. При этом и резервный фонд (стратегический) будет пополняться, так как мясо идет постоянно, даже с учетом кое-каких перебоев.
Мясо поступает не только в магазины, но и в Центросоюз, который должен торговать им на рынках и попросту сбивать цены. Ведь далеко не каждый может заплатить частнику 25- 30 рублей за килограмм. Но и здесь игра. На рынках это мясе не увидишь. И опять ссылка на фонды. Но ведь и спекуляция и воровство идет от дефицита, который эти же фонды и создают.
- Что вы предлагаете? Ваш выход?
- Полная приватизация. И не только магазинов, а всех звеньев - от начала до конца. Когда хозяевами станем мы и Моссовет, в Москве будет и мясо, и колбаса, и птица, и консервы. И стратегические запасы будут.
Не знаю, специально это делается или нет, но то, что неразумно, уверен. Это и создает напряжение. Кстати, и наши рабочие недовольны. Они ведь работают на "сдельщине", а так как нас сдерживают фонды, то и им меньше работы, а значит платят меньше. Как видите, все в убытке, кроме спекулянта на рынке и перекупщика...