Столица три дня подряд - с 22 по 24 - февраля митинговала...
ПЯТНИЦА, 22 ФЕВРАЛЯ, ВЕЧЕР
В этот день журналисты "АиФ" тоже решили пойти на Манежную площадь, и не только как репортеры, но и как непосредственные участники митинга. Причина в том, что основным его лозунгом был - "За гласность и объективность средств массовой информации".
Трудно было предположить, что вечером последнего рабочего дня недели, накануне праздника, более двух сотен тысяч человек (определить точно число присутствующих не беремся) собрались под стенами Кремля, чтобы выступить в защиту гласности. Мы подсчитали количество лозунгов и плакатов. Их оказалось 147. В том числе: "России - свой телеканал", "Цензора Кравченко - в отставку!", "Ельцин - надежда России!", "Гласность и свобода!", и т. д.
На трибуну, составленную из двух бортовых машин, поднялись не только политики, но и артисты, кинорежиссеры, певцы.
Здесь, на митинге, нет-нет да и раздавалось: "наши" - "не наши". Прозвучало "наши" и в выступлении актрисы Л. Федосеевой-Шукшиной. На вопрос корреспондента: "Что вы вкладываете в это понятие?" - она ответила:
- Ничего такого, что могло бы прозвучать как призыв к конфронтации. Просто я впервые увидела перед собой такое количество моих единомышленников. И обратите внимание, невооруженных людей... Они наши, потому что я принадлежу к их числу. Я хочу того же, чего хотят и они, - гласности и свободы!
СУББОТА, 23 ФЕВРАЛЯ, СЕРЕДИНА ДНЯ
Еще утром, с 11 часов, на Манежную площадь со всех сторон стали строем подходить милиционеры (в том числе и срочной службы) и военные. На том же месте, что и накануне, в качестве трибуны использовались военные машины, обтянутые вдоль бортов красным крепом.
Вслед за полковыми оркестрами по-военному стройными рядами подходили демонстранты. "Согласно расчету" занимал перед трибуной свои места личный состав академий. Лозунги были написаны на красных полотнах умелыми руками художников. Отлично была налажена трансляция. Все-таки армия - это прежде всего порядок и дисциплина!
На митинге присутствовали: член Политбюро ЦК КПСС А. Дзасохов, министр обороны Д. Язов, первый секретарь ЦК КП РСФСР И. Полозков и другие "официальные лица".
В связи со всем этим возникает вопрос: значит ли это, что осуждавшееся ранее участие в митингах ("митинговщина", "митинговая демократия", "хватит митинговать, давайте работать") теперь поощряется?
Если это так, то почему руководители КПСС и государства делят народ на "наш" и "не наш"? К одним "митингующим" приходят, а других игнорируют. Но ведь это все те же москвичи, трудящиеся, а в общем - советские граждане. И их не обвинишь в том, что все они рвутся к власти.
Но вернемся к митингу. Начался он с поздравления с Днем Советской Армии и Военно-Морского Флота. А дальше выступления перекликались с лозунгами митинга: "Не дадим в обиду армию!", "Защитим КПСС!", "За единый Советский Союз!", "Доверие Президенту!", "Ельцин, слезь с России", "Ельцин - иуда", "России - да! Ельцину - нет!", "Межрегионалов - к суду!", "Народ и армия - едины!", "Горбачева и Ельцина - в отставку". Вновь - "наши" - "не наши". Один из выступавших, актер М. Ножкин, предложил не только крепить армию и смыкать ряды, но и подумать о том, что Аляска тоже когда-то "нашей" была. Артист, удачно сыгравший несколько военных ролей, в том числе и разведчика, предположил, что американцы после конфликта с Ираком окрепнут, и если мы ослабим свои Вооруженные Силы, то вряд ли они будут с нами "чикаться".
Кстати, об Ираке. В руках у одного из митинговавших мы увидели портрет Саддама Хусейна с текстом на плохо понимаемой у нас арабской вязи.
Наш корреспондент поинтересовался у члена Политбюро ЦК КПСС, первого секретаря МГК КПСС Ю. ПРОКОФЬЕВА его отношением к этому:
- Этот портрет - такая же провокация, как и портреты Сталина 7 ноября в прошлом году на Красной площади. Это не участники митинга. Они его дискредитируют...
- А что вы скажете о вчерашнем митинге, отстаивавшем гласность?
- Я не был там вчера. Но моя позиция такая - телевидение от диктата одной идеологии сейчас переходит к плюрализму. Сохраняются ленинградское "Пятое колесо", ТСН... Я вообще считаю, что первая программа должна быть государственной, а остальные - представлять различные политические течения.
Вопрос к Маршалу Советского Союза С. АХРОМЕЕВУ:
- Сталкивались ли вы за вашу долгую жизнь с такой конфронтацией в обществе, как сейчас?
- Никогда не сталкивался, потому что у нас в обществе этого никогда не было. Сейчас совершенно другое общество и другие возможности высказывать свои взгляды.
- Вы можете спрогнозировать ситуацию?
- Нет. Но я уверен в одном - страна наша будет единая, сохранит свой социалистический выбор. А каким образом будут развиваться события, я не знаю. Но результат будет такой, как я думаю.
В это время разговор был прерван скандированием лидерами ОФТ лозунгов "Партия - Родина - социализм!".
Народный депутат СССР полковник В. АЛКСНИС:
- К митингу я отношусь положительно, очень положительно. В Риге в прошлом году в этот день на улицу с такими же лозунгами, как сегодня (за единый Союз и в защиту армии). вышло около 150 тыс. человек. Это наш праздник. Праздник армии и народа.
- В одном из интервью вы высказались, что партии сейчас не нужны. Это так или вы поменяли свою позицию? Ведь с трибуны сегодня выступают не просто коммунисты, а и работники партийного аппарата.
- Я подтверждаю свою позицию. И отношу сюда все партии и течения, без исключения. Коммунистическую тоже. Нам нужен гражданский мир без идеологических разногласий и противоречий. Сейчас надо заняться делом, а не ходить на митинги. Надо спасать государство и экономику. Потом появится возможность и для активной политической деятельности.
- А армия может нести мир?
- Может. Она - гарант стабильности в обществе.
- Вы склонны делить общество на "наших" и "не наших"?
- Нет. Я считаю, что все мы "наши". У каждого своя идеология, своя позиция, но мы все наши. А если кто-то не наш, то, значит, он враг? А врага вроде бы надо уничтожать. И мы опять вернемся в замкнутый круг, из которого надо сейчас вырваться.
Первый заместитель министра внутренних дел СССР генерал- полковник Б. ГРОМОВ:
- Где-то в какое-то время, может быть, митинги нужны, но я не за митинги.
- А партии нужны?
- Я считаю, что нужны. И, видимо, разные.
- Вы - боевой генерал. Не считаете ли вы, что новое назначение прервало вашу военную карьеру?
- Я о карьере никогда не думал как о карьере. А такую себе просто не представлял. Возможно, скажу банально, но искренне - я исполняю свой долг. Никогда не выбирал себе мест для службы.
- Какую роль вы отводите МВД? Ведь ваши сотрудники сегодня принимают участие в митинге, то есть в политическом событии.
- Мы говорим о порядке, а это понятие впрямую примыкает к задачам, поставленным перед МВД. Порядок - критерий политический. МВД, таким образом, не может быть вне политики.
Интервью с народным депутатом СССР полковником Н. ПЕТРУШЕНКО получилось очень кратким. Когда мы к нему обратились, он сразу спросил:
- А вы кто, откуда?
- "Аргументы и факты".
- Ох уж эти мне "Аргументы и факты"! Я скоро начну издавать газету "Антиаргументы и антифакты".
У нас больше вопросов не было.
Конец митинга был омрачен: группа москвичей подняла на углу Манежной площади и Тверской улицы трехцветный российский флаг. Началась словесная перепалка. Затем в "россиян" полетели запасенные для этого случая дорогие нынче яйца, апельсины и другие съестные "припасы". Но обошлось без жертв...
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 24 ФЕВРАЛЯ, СЕРЕДИНА ДНЯ
На Манежную площадь стекаются тысячи сторонников Ельцина и суверенной России. И опять флаги, и опять лозунги. "Ельцин, Россия " с тобой!", "Президента - в отставку!", "За суверенную республику!".
Словом, перефразируя поэта, получается, что "чем больше Ельцина ругают, тем больше нравится он нам!".
Так же, как в первых двух случаях, не возьмемся точно определять количество митингующих. Но сотни тысяч людей пришли сюда, конечно, по своей воле, а не приехали на заказных автобусах.
Митинг длился более двух часов и окончился шествием по Тверской улице. Вечером в программе "Время" митинг был назван диктором "деструктивным...".
Кстати, не были показаны в программе ни этот, ни "пятничный". Митинг же 23 февраля показывался дважды (коротко - 23 числа и более полно 24 февраля). Таким, наверное, и должно быть отношение, но ко всем митингам.
Не парадокс ли, что демонстрации протеста против войны в Ираке с участием сотен или даже десятков американцев транслируются регулярно по ЦТ, а для сотен тысяч советских граждан не находится нескольких минут?
Что ж, снова конфронтация? Снова "наши" и "не наши", снова люди первого и второго сорта?
Народ не может быть плохим или хорошим. Он такой, какой есть! Его не выбирают. А вот народ выбирает руководителей (во всяком случае, должен это делать!), строй, страну и то, как он намерен жить дальше.