Примерное время чтения: 5 минут
126

На долю фиксированных цен приходится 50 % розничного товарооборота. Какие у нас цены

Вакханалия - иначе не назовешь то, что происходит сейчас с ценами. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили начальника отдела потребительского рынка и социальной политики Межреспубликанского комитета по ценам В. САФОНОВА и профессора А. МАТЛИНА.

В. САФОНОВ. Сейчас по фиксированным государственным розничным ценам продают основные товары народного потребления: мясо и мясные продукты (кроме деликатесных видов), молоко и молочные продукты, яйцо, хлеб, муку, крупу, сахар, чай, рыбные товары (кроме деликатесов), соль, растительное масло, водку, хозяйственное и туалетное мыло массовых сортов, белье, массовые виды тканей, одежды, обуви, товаров для детей.

Конкретные размеры цен установлены бывшим Госкомцен СССР, органами ценообразования республик, исполкомами местных Советов согласно их компетенции. То есть цены на колбасы, например, устанавливают в республике. На местах решают, сколько будет стоить рыбная кулинария, кондитерские изделия, проезд на транспорте, изделия местной промышленности и т. д.

Вообще это уже законы вчерашнего дня, но мы живем пока по ним. Новое разграничение наших полномочий согласовывается.

К сожалению, сейчас в республиках и на местах нескоординированно поднимают розничные цены на важнейшие товары народного потребления, оптовые цены на сырье и материалы. К примеру, в Узбекистане решили повысить на 50% цены на хлопковое волокно. Значит, невозможно будет продавать по фиксированным розничным ценам простейшие товары легкой промышленности, в том числе детского ассортимента.

Коммерческие цены как средство пополнения фонда социальной защиты хороши, когда речь идет о престижных импортных сигаретах, алкогольных напитках, а не о том, без чего мы не можем прожить. Все эти разговоры: по талонам - необходимый минимум, а хочешь сверх - плати дороже, - лукавство. Товар имеет свойство перетекать туда, где он дороже. Сейчас не хватает продуктов талоны отоварить, а тогда и вовсе их не будет.

Но как бы ни покушались на фиксированные цены, они в меньшей степени подвержены тому ценовому беспределу, с которым мы сейчас имеем дело. В основном это относится к регулируемым и особенно договорным ценам.

Регулируемые цены. Последнее слово здесь за магазином. Он назначает цену, учитывая спрос и предложение, свои затраты на реализацию, прибыль. Но - не выше (или ниже) установленных пределов. По регулируемым ценам продают спички, школьные тетради, легковые автомобили, детские коляски и игрушки, обои, книги, вина, пиво, парфюмерию, карамель, цитрусовые и т. д.

Сейчас в газетах часто пишут о либерализации цен, как о том, что нас еще только ожидает. Но ведь процесс освобождения цен начался уже давно, с марта 1986 г., когда на плодоовощную продукцию ввели договорные цены, которые определяют между собой поставщики и торговля.

Со 2 апреля 1991 г. перечень товаров, реализуемых по договорным ценам, заметно увеличился.

По данным Госкомстата СССР, сводный индекс цен и тарифов на товары народного потребления и услуги населению составил в январе - июне этого года (по сравнению с прошлым годом) 156%. в сентябре - 200%. И в первую очередь это обусловлено именно ростом договорных цен.

- А как объяснить разные цены на один и тот же товар?

- Цена на изделия, выпущенные в рамках госзаказа, одна, а то, что сверх него, предприятие может продать по свободной цене. Или другой вариант. В одном магазине на вино, например, установили предельную торговую надбавку в 30%, в другом - 10%. Законных поводов для разных цен достаточно, что позволяет некоторым использовать это в своих целях.

А. МАТЛИН. Не промышленность и торговля повинны в росте цен. Они просто идут вслед за правительством, которое вздувает цены и печатает деньги, чтобы покрыть убыточность многих предприятий (с интервалом 6 - 10 лет до 15% всех предприятий становятся убыточными), огромные потери сельхозпродукции, неоправданные капиталовложения и т. д.

- Повышение цен всегда оправдывали необходимостью сбить ажиотажный спрос на товары, чтобы их можно было свободно купить. Но дефицит становился все глубже. В чем причина?

- Совершенно очевидно, что в условиях монопольного производства повышение цен может привести к одному результату сокращению производства. Ведь чем выше цена, тем меньше стимулов работать лучше, больше. А повышение цен при усугубляющемся дефиците приводит не к уменьшению покупательского спроса, как рассчитывали, а к росту его. Товар приобретает свойства золота. В него вкладывают обесценивающиеся деньги. Если не остановить инфляцию, будем вещи менять на картошку, а рублями, как керенками, стены оклеивать.

- Анатолий Михайлович, наше время сравнивают с периодом перехода от военного коммунизма к нэпу. Но тогда цены снижались. Почему сейчас все наоборот?

- Потому что нет у нас пока никакого перехода. Как была государственно - монополистическая система, так и осталась.

Но даже до радикальных перемен в экономике у государства сегодня есть немало способов переломить рост цен и инфляции.

Например, в 1981 г. после двукратного повышения розничных цен резко сократился спрос на ювелирные изделия. Министерство - изготовитель и Госкомцен предложили снизить цены, но Минфин не согласился и чуть ли не годовое производство ювелирных изделий забрал из торговли в Гохран. Нет сомнения, что там еще сохранились обычные для нас ювелирные изделия. Если сейчас выбросить их на рынок по снижающимся ценам, то можно стабилизировать обстановку, особенно если то же самое сделать с нефтью, лесом и другими товарами, где производитель, собственно, ничего и не имеет. Это повлечет за собой общее снижение цен.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно