Прошу рассказать, как влияет обострение идеологической борьбы на культурный обмен между СССР и странами Запада?
П. Катан, г. Кишинев
На Ваш вопрос отвечает начальник отдела Управления внешних сношений Министерства культуры СССР А. А. БУТРОВА.
ПРЕЖДЕ ВСЕГО, видимо, следует отметить, что борьба идей не прекращалась ни на час. Кое-кому на Западе хотелось бы - они просто требуют того, чтобы расширение культурного обмена подразумевало не знакомство народов с шедеврами искусства и культуры друг друга, а капитуляцию социалистических стран перед так называемым западным образом жизни, открытие их границ для свободного проникновения в наше общество чуждых и враждебных идей, тлетворной капиталистической морали.
Мы, разумеется, за обмен культурными достижениями, за взаимное обогащение культур. Но мы решительно ставим заслон перед такими уродливыми явлениями, как смакование насилия, войны, расовой ненависти, порнографии.
Тем не менее совсем не наша вина в том, что в последнее время идеологическая борьба принимает все более острые формы. Нападки западной пропаганды на социализм в рамках объявленного президентом Рейганом "крестового похода за свободу" (это отражается, конечно же, и в "произведениях" деятелей культуры) носят характер психологической войны. Усилиями Вашингтона во всей западной пропаганде сейчас наблюдается возврат к концепциям и терминологии времен "холодной войны", к примитивным штампам пещерного антикоммунизма. Эта психологическая контратака, вызванная главным образом ослаблением общих идейно-политических позиций империализма в мире, вызывает к жизни и такие столь же злобные, сколь и никчемные, бессильные акции против социалистических стран, как разнообразные "санкции" в области экономики, науки и культуры. Их главная цель та же - отравить международную атмосферу.
РАСШИРЕНИЕ культурных связей с зарубежными странами рассматривается в СССР как часть политики мира и мирного сотрудничества, проводимой КПСС и Советским правительством. Эта политика направлена на то, чтобы люди в странах Запада получали об СССР, об образе жизни советских людей полную и правдивую информацию. Советский Союз поддерживает культурные связи со 125 странами, причем с большинством из них подписаны межправительственные соглашения о культурном обмене. Ежегодно за рубеж из СССР выезжают с гастролями и выставками, а также для профессиональных встреч около 20 тыс. деятелей советской культуры.
За годы, прошедшие после совещания в Хельсинки, за рубежом побывали такие всемирно известные советские артисты, как С. Рихтер, М. Плисецкая, Е. Максимова, В. Васильев, Е. Образцова, Ю. Мазурок, А. Пугачева; такие коллективы, как оперная и балетная труппы Большого театра, ансамбль "Березка", Московский камерный оркестр, оркестр Ленинградской филармонии, симфонический оркестр СССР, Московский театр сатиры, Театр кукол С. Образцова, узбекский эстрадный ансамбль "Садо", и многие другие.
В свою очередь, советский зритель по достоинству оценил искусство Стокгольмской королевской оперы и балетной труппы парижской "Гранд опера", венского "Бургтеатра", труппы "Венетто театр" из Италии, греческого ансамбля "Одиссея", с интересом встретил "экспозицию картин из нью-йоркского музея "Метрополитен".
Между тем о равномерности и равноправии культурных обменов говорить пока не приходится. Руководители некоторых капиталистических стран предпринимают попытки подчинить международные культурные связи с нашей страной своему политическому диктату. Этому, в частности, способствует нагнетаемая в последние годы правительством США, Англии и некоторых других капиталистических стран атмосфера антисоветской истерии. Она, как правило, усиливается в тот момент, когда СССР оказывает помощь народу Афганистана в борьбе с контрреволюцией, или обостряется внутриполитическое положение в Польше. Линия на свертывание культурного сотрудничества с СССР Западом была продолжена после гнусной провокации с южнокорейским самолетом, который вторгся на территорию нашей страны. Только за последние два месяца были отменены гастроли красноярского ансамбля танца "Сибирь" в Австралии, балетной труппы Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Бельгии и Голландии, Московского цирка в Канаде, отложена выставка молодых советских художников в Дании.
Порой советские артисты, гастролирующие на Западе, сталкиваются с наглыми выходками сионистов и "диссидентов", которые угрожают им, а также зрителям физической расправой, действуя при полном попустительстве местных властей. Так было, в частности, во время поездки по США группы советских певцов и актеров. Многие советские газеты недавно рассказали о возмутительном акте произвола, учиненном полицией Швейцарии по отношению к ленинградским артистам.
Очень часто некоторые западные партнеры СССР ссылаются на отсутствие субсидий для проведения обменов. Но субсидии отсутствуют, как правило, лишь тогда, когда речь идет о подлинном искусстве, например, о гастролях американских симфонических оркестров. Когда же СССР навязывают продукцию "массовой культуры" и другие образцы псевдоискусства, то субсидии почему-то всегда находятся.
Что касается позиции Советского Союза, то наши концертные организации всегда скрупулезно выполняют все взятые на себя обязательства - они не нарушили ни одного заключенного ими контракта.
Что предлагает своим партнерам Советский Союз? Искусство высокого художественного уровня, гуманистическое по своему содержанию и характеру. Думается, зрителям Франции в эти дни будет интересно познакомиться с творчеством Московского театра им. Ленинского комсомола, а поклонникам музыки в Ирландии и Великобритании - с прославленным Государственным симфоническим оркестром СССР.
В свою очередь, вскоре в СССР из ФРГ приедет на гастроли Дюссельдорфский драматический театр, из Швейцарии - женевская балетная труппа. Свою богатую коллекцию москвичам продемонстрирует Музей западноевропейского декоративно- прикладного искусства из Австрии.
В заключение приведем такие данные, иллюстрирующие нашу позицию в культурном обмене.
В СССР издается в 2 - 4 раза больше книг западных писателей, чем советских - на Западе. Советское телевидение показывает больше западных материалов, чем демонстрируют на Западе советских сюжетов. СССР - первый переводчик мира. На советской сцене и экране гораздо больше западных пьес и фильмов, чем на Западе советских.