Примерное время чтения: 6 минут
116

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. УМЕТЬ РАСПОЗНАВАТЬ

О НЕКОТОРЫХ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ПРИЕМАХ И ТЕХНОЛОГИИ БУРЖУАЗНОЙ ПРОПАГАНДЫ

В. И. Ленин считал строго аргументированную полемику испытанным средством развенчания идейного противника, доказательства истины, расширения идейного влияния на массы. Но если классовый противник переходит к провокационным методам лжи и обмана с целью "перекричать, не дать выслушать правды, залить все потоком брани и выкриков", В. И. Ленин учил не стремиться "опровергать всякий вздор, какой только выплывает на свет божий". В этом случае любые, самые хитроумные пропагандистские ухищрения перестают действовать, как только становятся явными их мотивы, обманная технология.

Конечно, идеологический противник пользуется достаточно богатым арсеналом методов и приемов манипулятивного характера. В распоряжении подрывных идеологических центров - данные социологии, психологии, социальной психологии и других наук.

Восприняли они и элементы античной софистики, учившей, как обманывать людей, используя ложные доводы, а также методику затуманивания мозгов, которой пользовались некоторые философы и политики прошлого. Но в самых беззастенчивых методах лжи и клеветы современная буржуазная пропаганда, несомненно, восходит к пропагандистской "школе" гитлеровских фашистов. Ведь недаром один из наиболее зловещих американских деятелей Аллен Даллес, ратуя за усиление идеологических диверсий, весьма сочувственно цитировал кощунственное высказывание Геббельса о том, что "в газовой камере можно отравить одновременно несколько сот человек, а хорошо сработанной ложью - миллионы...".

Сотни подрывных центров, тысячи специалистов ежедневно тщательнейшим образом изучают нашу периодику вплоть до районной, ведут перехват радиопрограмм. Тут же изобретается и весьма оперативно передается "радиоголосами" злобный клеветнический комментарий. Рецепт при этом всегда однозначен: извратить наши достижения, раздуть трудности и недостатки, о которых мы говорим сами.

Но как бы ни старались платные мастера дезинформации, у лжи - короткие ноги: ввиду ущербности замысла и антинаучности теоретической базы, "набор" обманных приемов и методов идеологического противника при кажущейся множественности на самом деле достаточно ограничен. Их характер полностью определяется целями идеологической диверсионной деятельности. В них обращаются не к научным доводам, не к разуму, а к эмоциям, предрассудкам, антисоветским, антикоммунистическим мифам и стереотипам.

Целая серия манипулятивных приемов относится к ЛОГИЧЕСКИМ ФАЛЬСИФИКАЦИЯМ.

Логика есть наука о законах правильного мышления. Тот, кто следует законам логики, обязательно придет к истине, но истина не на стороне империалистов и их приспешников. Отсюда, чтобы произвести запланированное воздействие, буржуазный пропагандист вынужден пойти на преднамеренное и скрытое нарушение логических законов и операций, иначе они приведут его к нежелательным результатам. Поистине для него ложь - "во спасение". Об алогизмах в заявлениях и действиях буржуазных руководителей часто говорится в нашей печати. Уличить идеологического противника, схватить его за руку, продемонстрировать перед людьми логическую несостоятельность его суждений и умозаключений - значит нанести ему поражение.

Например, буржуазные политические деятели и мастера психологической войны часто идут на преднамеренное нарушение важнейшего логического закона - закона непротиворечия. Так, продолжающиеся утверждения госдепартамента США о "военном превосходстве СССР", о так называемых "окнах уязвимости в вооружениях США" никак не вяжутся с официальным признанием четырьмя предыдущими американскими администрациями ясного факта примерного равновесия сил. Военное ведомство США вступает в противоречие не только с действительностью, но и с самим собой, приписывая Советскому Союзу стремление к "глобальному распространению советской военной мощи", и в то же время вынужденно признавая, что советские воинские контингенты располагаются на территории лишь некоторых союзных государств Восточной Европы и соседних стран - Монголии и Афганистана, причем строго на договорных началах.

Разновидностью нарушения закона непротиворечия стала своеобразная мимикрия, т. е. приспособление к изменившимся условиям империалистической политики без фактического изменения ее сущности. Вот характерный пример подобной мимикрии: когда полпотовцы истребляли кампучийский народ, идеологи капитализма, указывая перстом на Кампучию, истошно вопили: смотрите, что делают со своим народом коммунисты! Бойтесь коммунизма! Теперь, когда Кампучия обрела мир, те же "голоса" развернулись на 180 градусов и выступают в защиту полпотовских палачей, изгнанных из страны.

Разновидностью вопиющего противоречия в словах и действиях является так называемая политика двойного стандарта, когда говорят о миролюбии - и тут же посылают эскадры к чужим берегам; выступают защитниками цивилизации - и санкционируют бомбардировки мирных городов; разглагольствуют о правах человека - и покровительствуют палачам... Или лицемерно "заботятся" о правах человека в социалистических странах и попирают эти же права в своей стране, поощряют политику геноцида в Ливане и Сальвадоре и сами в ней активно участвуют, совершили варварскую агрессию против Гренады, руководят вооруженными провокациями против Никарагуа, защищают режим апартеида в Южной Африке и пр. Изо всей силы пекутся о "свободе литературного творчества" в социалистических странах, а в США после прихода к власти Р. Рейгана правые организации внесли в "черный список" около 600 наименований книг, в том числе такие произведения мировой литературы, как "Приключения Тома Сойера" М. Твена, "Гроздья гнева" Дж. Стейнбека, "Убить пересмешника" X. Ли и другие.

Типичная логическая фальсификация - нарушение закона тождества. Чтобы исказить реальное положение вещей, скрыть свои подлинные интересы и намерения, буржуазный политик или пропагандист вопреки закону тождества делает своим оружием неопределенность, туманность, непоследовательность высказывания. Так, государственный секретарь США Дж. Шульц, отвечая на вопрос журналистов о перспективах разрядки, прикинулся незнайкой: смысл слова "разрядка", мол, неясен; "беда" в том, что оно имеет много значений и нюансов разного рода. Напомнив, что это слово родилось во Франции, он утверждал: "Полагаю, что даже французы, возможно, не знают точно, что оно означает..."

Подобного словесного тумана напускают и во многих других случаях. В январе 1983 г. именно таким выглядел ответ администрации США на советские инициативы по предотвращению военной угрозы, выдвинутые в Политической декларации государств - участников Варшавского Договора. После долгих проволочек президент США, который ранее с порога отвергал все мирные предложения СССР и других стран социалистического содружества, сделал следующее "глубокомысленное" заявление: "Мне думается, это непременно будет подвергнуто рассмотрению, если (?) предлагается именно договор о взаимном неприменении силы". Недаром лондонская газета "Санди экспресс" тогда назвала реакцию Вашингтона настолько путаной, настолько политически глупой, что она привела к сильнейшей напряженности в отношениях внутри НАТО.

(Продолжение следует)

Е. НОЖИН, доктор филологических наук, профессор

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно