Примерное время чтения: 6 минут
570

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КНИГА. "Рейганизм" и консерватизм

"ЕГО РУКА лежит на семейной Библии, рядом с ним его сияющая жена, день безоблачный и не по сезону теплый. Под взглядами десятков миллионов соотечественников, собравшихся у экранов телевизоров, Рональд Рейган повторяет слова клятвы, которые до него в американской истории произносили тридцать восемь человек. Новый президент или новая эра в жизни страны вступили в права этим январским утром?"

Так известный теоретик американских консерваторов, вице-президент научно-исследовательского центра Фонда наследия Бертон Пайнс описывал приход Рональда Рейгана к власти в январе 1981 г. Победа Рейгана вызвала настоящий триумф в лагере правых. Консерваторы поспешили объявить, что они получили "мандат" от населения на проведение решительных перестроек в духе консерватизма внутри страны и на проведение "силовой политики" на международной арене.

Насколько справедливы подобные утверждения? Действительно ли в Америке произошел "тотальный сдвиг вправо", о котором толкуют сегодня консерваторы?

На эти вопросы отвечает подготовленный издательством "Прогресс" сборник "США: консервативная волна". В книге собраны материалы, характеризующие самые различные аспекты современного консерватизма в Соединенных Штатах: причины его подъема, главные направления, неразрывную связь с "большим бизнесом", соотношение консерватизма и "рейганизма".

В сборник включены высказывания столпов современного консерватизма, а также публикации самых различных критиков "консервативной волны", комментарии ученых и политических обозревателей.

СВОБОДА ЭКСПЛУАТАЦИИ

В чем же причина резкого подъема "консервативной волны" в конце 70-х - начале 80-х годов? Этих причин, как показывают материалы сборника, было несколько. Прежде всего, глубокий экономический кризис, показавший всю ограниченность государственного регулирования экономики при капитализме. Во-вторых, ряд крупных и весьма болезненных для американцев провалов во внешней политике. В- третьих, рост озабоченности по поводу неуклонном падения нравов в США, эрозии "традиционных" моральных ценностей и норм. В-четвертых, участившиеся случаи коррупции и должностных преступлений среди высших государственных чиновников. Все это было весьма эффективно использовано консерваторами для укрепления своих политических позиций.

Как писал известный американский ученый Джон Кеннет Гэлбрэйт, "под огнем критики оказываются образование, муниципальные услуги и функции правительства; правительственная помощь безработным, лишенным возможности получить работу по найму, и другим неспособным заработать себе на жизнь; государственное жилищное строительство и муниципальный жилищный фонд; государственное медицинское обслуживание; регулирующие функции государства".

Наиболее целостной и далеко идущей попыткой претворить в жизнь схемы и лозунги идеологов консерватизма явился "рейганизм". Как показывают материалы, собранные в книге, приход к власти республиканской администрации был подготовлен предшествующей деятельностью различных политических группировок и "мозговых центров" правоконсервативной ориентации, "бум" активности которых пришелся на конец 70-х годов.

Отличительная черта современного консерватизма - выдвижение на первый план проблемы "свободы личности". Во имя этой "свободы" Рейган и его единомышленники критикуют государственное регулирование экономики, выступают против социальных программ, которые, дескать, "ограничивают свободу выбора" американцев, требуют возвращения к временам "свободного предпринимательства".

О том, что на практике означает подобная "свобода", видный американский публицист Артур Шлезингер пишет: "Индивидуальная свобода, уничтоженная в наше время ростом государственной власти, была в основном не чем иным, как свободой цветных американцев быть лишенными своих конституционных прав, свободой предпринимателей эксплуатировать труд детей и иммигрантов на фабриках, свободой обрекать рабочих на голод из-за низкой зарплаты и требовать вместе с тем варварской продолжительности рабочего дня, свободой грабить национальные ресурсы и загрязнять окружающую среду, свободой обманывать потребителей посредством рекламы и надувать их при продаже ценных бумаг - словом, это были те свободы, без которых порядочная страна может отлично обойтись".

Вот за эту-то "свободу" - полную свободу эксплуатации трудящихся - и выступают сегодня американские консерваторы во главе с Р. Рейганом. "Рейганомика", как это выяснилось буквально в первые месяцы пребывания в Белом доме новой администрации, вовсе не ставит задачу полного отказа от государственно- монополистического регулирования экономики, она лишь призвана перестроить это регулирование в интересах "большого бизнеса".

Широко разрекламированная программа сокращения налогов, о которой так много говорилось в ходе избирательной кампании 1980 г., на деле обернулась предоставлением дополнительных налоговых льгот крупнейшим корпорациям. Чем меньше времени остается до следующих президентских выборов, тем яснее становится, что большинство лозунгов и деклараций, выдвинутых Рейганом четыре года назад, - это всего лишь эффектная риторика, не имеющая ничего общего с реальным курсом администрации.

ПОБЕДНОГО ШЕСТВИЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ

Если четыре года назад демагогические лозунги консерваторов импонировали не только многим американцам, но и определенным социальным слоям в других странах Запада, то сегодня картина существенным образом меняется. И не случайно, что в ходе нынешней предвыборной кампании самой уязвимой проблемой для республиканской администрации стала проблема внешней политики. Именно во внешней политике наиболее наглядно проявились органические пороки идеологии консерватизма.

Упорное нежелание видеть мир таким, каков он есть, пещерный антикоммунизм, демонстративный отказ от поисков компромисса, слепая вера в могущество американской военной силы, высокомерное презрение к международному праву - все эти черты "рейганизма" во внешней политике несут огромную опасность и для Америки, и для всего остального мира.

"В подавляющем большинстве стран Запада, - отмечает президент Фонда Карнеги Томас Хьюз, - мало кто разделяет основополагающее убеждение "рейганизма". Там не думают, что любое негативное явление в мире происходит по приказу из Кремля. Там не думают, что правительственный контроль является главным препятствием для экономического роста. Там не думают, что если отдать мир на откуп частному предпринимательству и индивидуальной инициативе - это решит все проблемы".

Знакомство с материалами сборника показывает, что было бы по меньшей мере преувеличением говорить о "тотальном сдвиге вправо" в общественной жизни США в начале 80-х годов.

Американцы не могут не видеть, что стремительный рост военных расходов, создание новых систем вооружений не только обостряют международную обстановку, но и самым непосредственным образом сказываются на жизненном уровне миллионов людей в стране. Если в 1980 г., который считается "пиком" консервативной волны в США, более 70 проц. опрошенных высказались за увеличение бюджета Пентагона, то сегодня лишь 10 проц. хотят этого. Антивоенное движение стало реальным и весьма влиятельным фактором, игнорировать который администрация Рейгана уже не может.

Читатель сборника "США: консервативная волна" может убедиться, что победного шествия консерватизма не получается. В стране растет массовое разочарование в "рейганизме", в его экономическом, внутриполитическом и внешнеполитическом курсе.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно