Загадочные рисунки в перуанской пустыне Наска можно увидеть только из самолёта (см. "АиФ" N 15).
НО ТЕ же художники оставили свой след, который можно увидеть на Земле.
КАМНИ Ики неопровержимо доказывают: на Земле жила и творила великая цивилизация, уровня которой мы не достигли и сегодня.
Охаянный пророк
ТРОЕ верхом на динозавре, причём один из них уже отрубил ему голову. Абсурд? Или доказательство того, что крохотная головка не столь уж необходима звероящеру (фото 1)?
Изображения сделаны на поверхности округлых камней - типа морской гальки. В сотнях картинок присутствует единый стиль - верный признак мастерской работы. Среди сюжетов имеются такие, которые мы бы отнесли к фантастическим: пересадка мозга (фото 2), трепанация черепа, наблюдение небесных тел в подзорную трубу, забор спермы - вероятно, для генетических опытов. Сколько лет камням, найденным в земле в окрестностях города Ика? Для чего они нам оставлены?
Ответы на все эти вопросы могла бы дать наука. Но наука молчит. Не скромно, признавая своё бессилие, а высокомерно называя собрание камней Ики скопищем фальшивок.
Эухения Кабрера, дочь собирателя и директор скромного музея, больше похожего на склад, устала что-либо доказывать. Да и к чему? Ведь её покойный отец в своё время оплатил специальную экспертизу, установившую: патина - наружная плёнка - охватывает как объём самого камня, так и гравёрные канавки, из которых состоит изображение. Значит, мнение скептиков о том, что рисунки нанесены в наше время, несостоятельно.
Почему камни не могут быть поддельными? Сегодня в мире их более 15 тысяч, в одном лишь музее Ики 11 тысяч. Если они фальшивые, тогда надо согласиться: некий подпольный камнеобрабатывающий комбинат с батальоном первоклассных гравёров по камню годами выпускает продукцию, зарывая её в землю с единственной целью - дурить учёных.
В добровольном плену у бандита
- КТО мог бы убедительно доказать подлинность ваших камней? - спросил я у сеньоры Кабреры.
- Только уакерос - грабители могил, именно они пополняют частные собрания.
"Уака" на языке кечуа, коренного индейского народа Перу, означает "священное захоронение". Уакерос, гробокопатели, охотятся за золотом, в изобилии сопровождающим покойников в загробном мире, яркими индейскими тканями, веками не теряющими качества и стоящими до $10 тыс. за квадратный метр, и керамикой, не уступающей по художественным достоинствам древнегреческой. Камни - лишь дешёвый попутный продукт, но и на них находятся покупатели - дальновидные янки.
В мерзкой харчевне с потолка свисали липучки, усеянные трупами насекомых. За крайним столом сидел коренастый тип в кожаной шляпе, чёрных очках и запылённом балахоне. Его лениво свисавшие на подбородок густые усы показались мне приклеенными. Знакомясь, он на секунду замешкался, называя своё имя - Уго, по-моему, первое пришедшее на ум. По договорённости, я не взял с собой ни диктофон, ни фотоаппарат.
Уго бойко и правильно говорил по-английски, что для перуанцев редкость. Достав из сумки булыжник весом килограмма четыре с превосходной картинкой и другой - поменьше, он с блеском университетского профессора показал мне разницу: на подлинном камне Ики бороздки ровные, скругления контурных линий плавные, а на подделке линия дрожит - камень твёрдый, но крошащийся, вот резец и вибрирует, повороты же линий угловатые. На вопрос, как находят камни, Уго ответил: после сезона дождей, когда бурлящие реки снова становятся полувысохшими ручейками, из размытых берегов то и дело выпирают камни, остаётся их только подобрать. За такой ерундой никто специально не охотится. Ведь главная цель поисков - золото культуры паракас.
За подлинный камень со сценой расправы над врагом Уго хотел триста долларов. Я возразил: вовсе не собираюсь приобретать раритет да и денег с собой не взял.
"Ладно, проваливай!" - проворчал Уго, убирая камни в сумку.
Зачем же племя паракас закапывало мумии в сидячем положении и снабжало их в загробный путь всем необходимым - золотом и теми самыми камнями? Об этом вы узнаете из следующего репортажа из Южной Америки.