Примерное время чтения: 6 минут
73

Двуликая борьба

Экстремизм среди чиновников тема модная. Только вот пока они соревнуются в красноречии, желая выглядеть бравыми борцами с этой напастью, на деле выходит, что до реальных угроз со стороны экстремистов в адрес граждан никому нет дела.

МАУЗЕРОМ ПО НЕРВАМ

Этот электронный журнал "национал-социалистической направленности" доступен любому пользователю Интернета. И радикальному фашисту и умеренному небезразличному к политической обстановке гражданину и просто любопытному. Дабы это любопытство не усугублять, название опустим. Никто не захотел бы увидеть себя на данном сайте в качестве "материала". Особенно в разделе "враги нации". Который находится в аккурат между разделами "Некоторые рекомендации по уличному насилию" и "Азбука домашнего терроризма"...

Потому неудивительно, что некоторые граждане почувствовали себя нехорошо, увидев свои фотографии, паспортные данные, в списке "врагов". На страничке недвусмысленная угроза-приговор: "...ваше слово, товарищ Маузер"...".

Среди приговоренных - правозащитники Светлана Ганнушкина и Сергей Ковалев, исполнитель рэпа Кирилл Толмацкий, более известный как Децл, обозреватель радио "Эхо Москвы" Евгнения Альбац...

Отнестись бы к происходящему как к глупой выходке подростков с неокрепшей психикой? Может быть и можно было, говорят "жертвы", да вот только свежо в памяти убийство известного питерского ученого Николая Гиренко, часто выступавшего на судебных разбирательствах преступлений на национальной почве, в качестве эксперта:

- Его тоже сперва в Интернете приговорили, - рассказывает исполнительный директор Общероссийского общественного движения "За права человека", Лев Пономарев, - И тогда этому никто значения не придал.

На этот раз жертвы угроз решили действовать - обратились в правоохранительные органы, дабы те разобрались. Казалось бы, столько сейчас разговоров о борьбе с экстремизмом, должны же власти обратить внимание на такие откровенные проявления этого самого экстремизма?!

ГОВОРИЛЬНЯ ВЛАСТИ

Особенно, если верить заявлениям генпрокурора Юрия Чайки, который рьяно высказывается в адрес распространения в Интернете радикальных текстов. Несколько дней назад выступая в Госдуме, он даже призвал установить "уголовную ответственность для распространителей экстремистской литературы и держателей интернет-сайтов за размещение и распространение экстремистских материалов в сети".

Однако на деле ведомство Юрия Чайки отказывается принять меры и разобраться с вышеупомянутым сайтом. Когда общественная организация "Гражданское содействие", председателем которой является одна из "приговоренных" фашистами, Светлана Ганнушкина, направил соответствующий запрос в Генеральную прокуратуру - та переадресовала его в ФСБ.

Заключение этой структуры обескураживает. Во-первых, в ответе ФСБ говорится о том, что указанный сайт не действует (хотя на момент написания этого материала никаких проблем к его доступу автор не испытал).

Во-вторых, что никаких призывов к экстремистской деятельности электронные страницы фашистского журнала не содержат, а потому в возбуждении уголовного дела отказывается.

В-третьих, в своем заключении подполковник юстиции Андрей Сливень признает, что личности, перечисленные в списке "врагов нации", "занимаются общественно-политической деятельностью... и известны среди широких слоев населения". Но тут же оговаривается: "отношение к ним в обществе неоднозначное... реальное их влияние на общественно-политическую жизнь незначительное". Получается, раз "приговоренные" такие незначительные, их и защищать нечего?

Но тут же, для особо жалостливых, наверное, в заключении говорится, дескать, вообще, на этом сайте "призывы, не обращены к конкретным лицам". Если граждане, которые влияют на общественно-политическую жизнь страны "незначительно" не заслуживают защиты от "товарищей маузеров", то что говорить о гражданине который влияет совсем уж незначительно - платя налоги в казну и время от времени посещая (или не посещая) выборы?

ВНЕ ЗОНЫ ДОСТУПА

Одна из участниц экстремистских "разборов" Светлана Ганнушкина иллюзий по поводу торжества справедливости не строит:

- Продолжать эти разборки у меня нет ни малейшего желания, а придать все случившееся гласности меня заставило только желание донести до людей - на какую защиту они могут нарваться в собственной стране, - устало говорит правозащитница.

Поучительным для себя она считает опыт посещения ФСБ.

- Захочешь к ним обратиться за помощью - не найдешь, - вздыхает Ганнушкина, - Когда я спросила сотрудников, почему на доме нет даже таблички с номером и названием улицы, не то, что вывески учреждения, мне ответили "А зачем?"...

Причину проблемы правозащитница видит в том, что пока что слово "экстремизм" власти используют лишь в целях саморекламы, устройства громких политических процессов, а вовсе не для защиты населения:

- Есть мировая практика оценки экстремистских высказываний, - поясняет она, - Если в обществе есть среда способная воспринять тот или иной угрожающий призыв как руководство к действию, тогда высказывание считается опасным и экстремистским.

Светлана Ганнушкина привела пример, когда в Германии осудили немца за вывешивание на собственном заборе антиеврейских бюллетеней.

- Потому как в Германии, исходя из исторического опыта, подобные высказывания могут найти поклонников и привести к грустным последствиям, - пояснила она.

И в то же время, по словам Ганнушкиной, в США разрешили провести антисемитскую акцию в еврейском квартале, потому как посчитали, что "еврейский" вопрос в Штатах не актуален и поднять кого-либо на "погромы" не сможет.

Послушав правозащитников, складывается впечатление, что у наших властей все наоборот.

- Когда главный редактор нижегородской газеты "Право-защита", Станислав Дмитриевский опубликовал интервью с Масхадовым - это расценили как экстремизм, - вспоминает Лев Пономарев, - Директора центра Сахарова Юрия Самодурова из-за организации выставки "Осторожно, религия!" осудили за разжигание национальной и религиозной розни, хотя оба эти случая никто не мог воспринять, как призывы к насилию.

В то же время имеется конкретный фашистский сайт, на котором призывают к расправе над конкретными людьми. А власти отмахиваются, мол, не стоит принимать это близко к сердцу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно